Мир в огнеДетали

Ни грамма китайского хлопка: новый закон в США запретил ввоз продукции, содержащей сырье из Синьцзяна. Модные бренды готовятся к убыткам и перебоям с поставками

В Соединенных Штатах производители одежды теперь обязаны доказывать, что в их продукции нет китайского хлопка.

Что произошло

В США вступил в силу закон, запрещающий ввоз в страну одежды, в составе которой есть китайский хлопок. По мнению американских властей, для его производства используют труд рабов-уйгуров.

Что говорят

Около 20% хлопка поступает на мировой рынок из Китая. Эксперты считают, что запрет со стороны США создаст проблемы для индустрии моды.

Контекст

По оценкам США, в китайских трудовых лагерях против собственной воли содержится до 1 млн уйгуров. Ранее США уже вводили ограничения в отношении Китая, а другие западные страны — санкции против чиновников Синьцзяна.

Но при этом

В КНР неоднократно отрицали использование рабского труда уйгуров и принимали ответные меры в отношении западных властей и компаний.

Что произошло

В США вступил в силу Закон о предотвращении принудительного труда уйгуров (Uyghur Forced Labor Prevention Act — UFLPA). Он запрещает производителям использовать в своей продукции хлопок из китайского региона Синьцзян.

  • Закон ввели в связи с предполагаемым нарушением прав человека в Синьцзяне. Согласно UFLPA, хлопок, произведенный там, связан с использованием труда уйгуров, которые содержатся в лагерях в этом регионе.
  • Под действие нового закона также подпадают бренды, которые экспортируют свои товары из хлопка в США — им нужно будет доказать, что их продукция не содержит сырья из КНР. 
  • Если компания не сможет доказать американским пограничникам, что в их товаре нет синьцзянского хлопка и предоставить все необходимые документы, им запретят ввозить товар в страну, также его могут конфисковать. 

Что говорят

Около 20% хлопка поступает на мировой рынок из Китая, при этом большую часть китайского хлопка (84%) производят именно в Синьцзяне. Второе место по экспорту хлопка — у США (15%), третье — у Индии (12%).

Китайский хлопок годами закупали крупнейшие мировые бренды. По мнению экспертов, запрет США создаст большие трудности для индустрии моды.

  • Синьцзянский хлопок повсеместно присутствует в цепочках поставок, отметила Лив Симплисиано из Fashion Revolution. «Сложность заключается в том, что на этапе очистки [когда волокна отделяются от семян. — Прим. ред.] хлопок, привезенный из разных мест, смешивается, и отследить происхождение становится невозможно», — отметила она.
  • Чтобы доказать отсутствие синьцзянского хлопка в своей продукции, бренды должны будут продемонстрировать, что полностью контролируют свои цепочки поставок — начиная с плантаций, где растет хлопок, отметил Шамик Гош, исполнительный директор TrusTrace.
  • Технологические компании, такие как TrusTrace, предложили брендам использовать искусственный интеллект, чтобы отследить, как к ним попадает товар, и упростить подготовку документации.
  • В консалтинговой компании Eco-Age усомнились, что перекладывание ответственности за контроль над цепочкой поставок на бренды окажется эффективным. По их мнению, этим должны заниматься соответствующие органы.

Контекст

Западные страны, а также активисты и правозащитники во всем мире неоднократно обвиняли Китай в притеснении уйгуров. По оценкам ООН, в китайских «лагерях перевоспитания» содержится порядка миллиона представителей этого национального меньшинства, где их принуждают к труду. 

  • Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что китайские власти насильно сгоняют уйгуров в такие учреждения, разлучают их с родными, используют их рабский труд, пытают и принудительно стерилизуют.
  • В 2019 году 22 государства (некоторые страны Евросоюза, Япония, Австралия, Канада, Новая Зеландия) подписали открытое письмо, в котором осудили действия властей КНР в регионе Синьцзян.
  • Власти США, Великобритании и Нидерландов публично назвали происходящее в Синьцзяне «геноцидом».

В связи с этим власти США и других западных стран неоднократно вводили ограничения и санкции в отношении КНР, а от китайского сырья из-за давления отказывались многие производители.

  • Например, ранее власти США уже ввели запрет на импорт томатов и хлопка из Синьцзяна (однако тогда производителей одежды не обязывали доказывать, что в их продукции нет хлопка, чтобы ввозить товар в страну) . Кроме того, Соединенные Штаты, Евросоюз, Великобритания и Канада ввели санкции против высокопоставленных чиновников Синьцзяна. 
  • Нападающий «Барселоны» и сборной Франции Антуан Гризманн прекратил сотрудничество со спонсировавшей его китайской компанией Huawei, которую обвинили в разработке систем слежения за уйгурами.
  • Компании Nike и H&M в прошлом году отказались от использования китайского хлопка в связи с подозрениями в использовании рабского труда уйгуров.

Но при этом

Власти КНР неоднократно отрицали, что насильственно удерживают уйгуров в лагерях в Синьцзяне. 

  • По их словам, учреждения были созданы в образовательных целях и для борьбы с экстремизмом, чтобы уйгуры могли проходить профподготовку и изучать китайский язык и культуру — «для дерадикализации». В ответ на обвинения в том, что уйгуры работают в чудовищных условиях, китайские власти заявили, что в центрах «перевоспитания» есть спальни с радио, ТВ и кондиционером, спортплощадки, компьютерные классы и кинозалы. 
  • К 2019 году учреждения и вовсе перестали работать, заявили в Китае, так как все, кто в них содержался, «закончили обучение». Также Пекин отрицает принудительное использование рабочей силы из Синьцзяна на фабриках, выпускающих продукцию для мировых брендов.
  • В 2022-м году комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет посетила Китай и не обнаружила там лагерей заключения для уйгуров.

Власти КНР, в свою очередь, вводили ответные ограничения — например, санкции против лиц, «распространявших ложь и дезинформацию о Синьцзяне», под них попали, в частности, некоторые британские политики. А H&M и Nike подверглись критике со стороны китайских чиновников и СМИ. Модные бренды тогда оказались перед выбором: использовать хлопок из Синьцзяна и подвергнуться осуждению на Западе или отказаться от хлопка и попасть под бойкот в Китае. Из-за этого продажи H&M на территории КНР сократились, компания Nike оказалась в такой же ситуации. H&M пообещала «восстановить доверие» своих китайских покупателей и после года затишья, в начале 2022-го, открыла свой первый концептуальный магазин мужской одежды в Пекине. Nike также постаралась вернуть доверие китайцев, запустив рекламную кампанию со спортсменами из КНР.

Фото обложки: Wu Hong / EPA / TASS