Что произошло
Netflix объявил о закрытии сервиса DVD-проката спустя 25 лет работы. Последние диски доставят клиентам 29 сентября 2023 года.
История вопроса
Netflix начал бизнес как фирма по прокату DVD «по почте» в марте 1998 года. За четверть века работы сервиса Netflix отправил клиентам свыше 5,2 млрд дисков.
Контекст
Заявление о прекращении работы DVD-сервиса стало частью отчета о доходах Netflix за первый квартал. Инвесторы считают, что компания еще не оправилась после прошлогоднего спада.
Мировая практика
Рынок DVD-дисков начал падать с 2010 года, а с 2018-го производители электроники стали все меньше выпускать плееры для этих носителей.
Что произошло
Стриминговый сервис Netflix принял решение закрыть DVD-прокат спустя 25 лет работы. Последние диски доставят клиентам 29 сентября 2023 года.
- В компании отметили, что бизнес «продолжает сокращаться» и поддерживать «высококлассное качество» услуг становится все труднее.
Наши легендарные красные конверты перевернули представление о том, как можно смотреть сериалы и фильмы из дома, и проложили дорогу к переходу на стриминг. <...> Всем, кто хоть раз ждал доставку заветного красного конверта у почтового ящика: спасибо.
Тед Сарандос
содиректор Netflix
- Заявление о прекращении работы DVD-сервиса стало частью отчета о доходах Netflix за первый квартал. По данным компании, количество подписчиков увеличилось на 1,75 млн человек — до 232,5 млн человек по всему миру. Операционная прибыль составила $1,7 млрд, годом ранее она была на уровне $1,9 млрд.
История вопроса
Netflix начинал бизнес как прокат DVD «по почте» в марте 1998 года. Всего за 25 лет работы компания отправила клиентам свыше 5,2 млрд дисков 20 разных жанров и 530 поджанров.
- Первым диском, который доставил Netflix, был фильм «Битлджус».
- Самой популярной картиной за всю историю DVD-сервиса стала «Невидимая сторона» 2008 года с Сандрой Буллок в главной роли.
- В декабре 2019 года Рид Хастингс, будучи главой Netflix, заявил, что не планирует закрывать сервис еще как минимум 5 лет, в 2020 году им пользовались больше 2 млн человек.
- Благодаря сервису, который отправлял фильмы по почте в узнаваемых красно-белых конвертах, компания стала гигантом в Голливуде, отметили в New York Times.
- За 25 лет работы Netflix отправил 5,2 млрд DVD-дисков.
Контекст
Инвесторы и аналитики отмечают, что результаты стримингового сервиса за первый квартал 2023 года показывают, что пока он не оправился после прошлогоднего спада. Компания по итогам первого квартала 2022 года потеряла 200 тыс. подписчиков, а ее акции рухнули на 30%.
- Как отмечает NYT, результаты Netflix за первый квартал 2023 года не оправдали надежд инвесторов в отношении роста выручки и числа подписчиков.
- Из-за этого «вопрос о способности компании оживить бизнес с помощью рекламы и программы платного обмена паролями среди пользователей остается открытым», отметил Пол Верна, главный аналитик Insider Intelligence.
- Ранее Netflix запустил эту программу в Португалии, Испании, Новой Зеландии и Канаде. По словам представителей компании, ее реализация — то есть попытки пресечь беспорядочную передачу паролей от аккаунтов — идет хорошо. В Канаде, по данным сервиса, платная членская база теперь больше, чем до запуска программы, а доходы в этой стране растут теперь быстрее, чем в США. В ближайшее время Netflix планирует распространить программу на несколько других стран, в том числе США.
- Также инвесторов беспокоит то, что сервис перестал делать акцент на развитии собственных шоу и все чаще стал выпускать новые сезоны сериалов, которые уже показывали на других площадках. По их мнению, это делает сервис менее ценным.
- Потенциальной проблемой для Netflix может стать и возможная забастовка сценаристов в Голливуде, которые требуют улучшения оплаты труда и пересмотра контрактов, которые должны соответствовать «драматическим изменениям, которые произошли в отрасли за последние годы». Гильдия и Альянс продюсеров кино и телевидения (AMPTP), в которые входят представители таких киностудий, как Apple, Disney, NBCUniversal, Netflix и других, должны достигнуть договоренности по новому трехлетнему трудовому контракту для 11 тыс. авторов до 1 мая — в этот день заканчивается предыдущий контракт.
Мировая практика
- Рынок CD и DVD дисков в мире падает с 2010 года. В нулевых они были самыми популярными носителями, на которых распространялись фильмы и музыка, а дисковод был обязательным атрибутом любого компьютера и ноутбука.
- По данным Американской кинематографической ассоциации, в 2014 году рынок составлял $25,2 млрд, а в 2018-м — уже $13,1 млрд. Появление нового формата — UHD
Blu-ray , на который возлагалось много надежд, почти ничего изменило. - В организации отметили, что падению спроса на диски способствовало распространение стриминговых сервисов, в частности Netflix.
- В 2018 году распространять плееры Blu-ray перестали мировые ведущие производители бытовой электроники, среди первых на этот шаг пошли в Oppo и Samsung.
- В России пик продаж таких плееров пришелся на 2019 год, отмечают в Ozon. При этом в 2022 году, после ухода западных стримингов, в стране вырос спрос на DVD: у «М.Видео – Эльдорадо» с марта по сентябрь 2022 года продажи фильмов и музыки на DVD- и Blu-ray-дисках выросли более чем в 2 раза, а у Ozon купили на 40% больше DVD-плееров. Аналитики отмечают, что рост спроса связан не только с уходов онлайн-кинотеатров, но и качеством контента.