Что известно об IPO
На этой неделе о планах провести IPO сообщил крупнейший оператор МФО (микрофинансовых организаций) в стране — МФК «Займер». Правда, когда мы говорим «крупнейший», мы подразумеваем долю всего в 6% крайне разрозненного рынка. Чтобы понимать масштаб: к началу февраля текущего года количество МФО превышало тысячу.
«Займер» намерен предложить акционерам бумаги на общую сумму 3 млрд рублей. Как напоминает Роман Романович, автор Telegram-канала Romanfinance об инвестициях, с этой же суммой выходили на рынок «Диасофт» и «Астра» (немного больше было у «Делимобиля» — 4 млрд рублей). «То есть это вписывается в рамки среднего IPO не самых больших компаний», — поясняет эксперт.
Продавать акции планируется в диапазоне 235–270 рублей за штуку. Это значит, что «Займер» оценил свой бизнес в 23,5–27 млрд рублей капитализации. Это гораздо ниже цифр, которые озвучивали аналитики, — от 35 млрд до 60 млрд рублей.
То есть «Займер» сразу выходит на Мосбиржу с дисконтом от рыночной оценки — порядка 20–25%. Такое размещение говорит о том, что «Займер» по примеру недавних IPO компаний рассчитывает на историю роста: получится ли это, зависит от спроса.
Что известно о самом «Займере»
Представители самой компании заявляют, что порядка 70% заявок получены от институциональных инвесторов. Как поясняет Романович, то, что крупные участники рынка готовы участвовать в IPO «Займера», говорит о том, что бизнес с их точки зрения интересен в плане показателей.
Несмотря на то что это микрофинансы, у них достаточно высокая собираемость и рентабельность капитала под 120%. Другими словами — это то, сколько компания зарабатывает на своем капитале, раздавая его клиентам в качестве займов. У них «деньги работают» и приносят 120%, у банков — 25–35%. Кроме того, чистая процентная маржа у «Займера» — то есть насколько он эффективен — и вовсе составляет 200%. Для сравнения: у банков этот показатель равен 5%. 200 и 5% — как говорится, почувствуйте разницу.
Таким образом, бизнес «Займера» выглядит рентабельным и маржинальным. Но и более рискованным. Как отмечает Романович, если экономическая ситуация в стране ухудшится, МФК будет одной из первых, кто пострадает из-за формата бизнеса.
Дело в том, что «Займер» работает в нише самых микрозаймов — до 30 тыс. рублей на основной срок до 1–2 месяцев: то есть это мини-быстрый кредит для тех, кому срочно нужно занять и негде больше эти деньги взять. «Получается формат «маленькие деньги на короткий срок», но тем не менее таким образом «Займер» в прошлом году выдал 53 млрд рублей (общий объем займов)», — поясняет Романович. Такой формат микрозайма также означает, что клиенты «Займера» — самая уязвимая группа заемщиков.
Несмотря на то что у компании очень большие объемы выдачи и бизнес выглядит диверсифицированным, это не отменяет его специфики: те, кто идет за микрозаймами, — самая рискованная категория клиентов. Пока «Займер» успешно с ними работает: у компании хорошая собираемость — по факту ей удается собрать порядка 83% по основному направлению. То есть даже с учетом 17% денег, которые не удалось вернуть, маржинальность все равно выглядит высокой. Проблема в том, что во время кризиса этот процент легко может измениться.
Стоит ли участвовать в IPO частному инвестору
С точки зрения Романовича, акции «Займера» на сегодня выглядят, скорее, как спекулятивная история — то есть купить сейчас, а продать, как только цена будет подходящей и позволит инвестору закрыть позицию с прибылью. Среди минусов Романович называет высокие риски.
Прежде всего, они есть с точки зрения законодательства — регулятор уже который год пытается контролировать этот рынок. Сейчас, например, власти хотят ограничить максимальную ставку выдачи, а также снизить максимальную сумму переплаты, что сократит доходы МФО на просрочках.
Как напоминает эксперт, сейчас, например, если компания возвращает просроченные платежи, то делает она это с большой маржой, которую обеспечивают высокие проценты на микрозаймы. Кроме того, не стоит забывать историю с банкротством МФО «Домашние деньги» в 2019 году — компания также была крупной и планировала выход на фондовый рынок.
Подводя итог, можно сказать, что риски от участия в подобных IPO очень высокие, плюс темпы роста бизнеса у «Займера» не самые большие — за прошлый год выручка увеличилась всего на 6%. С другой стороны, «Займер» интересен тем, что у компании две трети капитала, который идет на кредиты населения, — собственные. У «Домашних денег» эта доля была гораздо меньше, из-за чего компания, собственно, и не смогла расплатиться с кредиторами.
Однако не стоит забывать и факторах в пользу «Займера»: среди них два выпуска облигаций компании, которые МФК успешно гасит (то есть компания берет деньги в долг, а затем возвращает их, выкупая бумаги у инвесторов). Не говоря уже о резервном капитале в виде кредитной линии на 11% их активов, которые «Займер» сейчас не использует.
В целом у компании достаточно своих денег, кроме того, у нее быстрая оборачиваемость средств (поскольку микрозаймы выдаются на короткий срок), и это хорошо с точки зрения финансовой устойчивости. Поэтому идея поучаствовать в таком высокомаржинальном и рентабельном бизнесе выглядит неплохой. Еще один довод в пользу того, чтобы подержать «Займер» в портфеле, — дивиденды, которые компания планирует платить ежеквартально, тем более что деньги на это есть.