КапиталДеталиЗрелища и хлеб

На женский ЧМ-2023 по футболу продали рекордные 1,2 млн билетов. Как вещатели хотели сэкономить на трансляциях матчей спортсменок

Женский чемпионат мира по футболу, который начнется 20 июля в Австралии и Новой Зеландии, стал самым ожидаемым женским спортивным событием в истории. Впервые в турнире примут участие 32 команды. При этом вещательные компании по-прежнему неохотно выплачивают «круглые суммы» за права на трансляцию женских матчей: за ЧМ-2023 они предложили от $1 млн до $10 млн, в то время как права на мужской чемпионат мира в Катаре стоили $100–200 млн.

Что происходит

На женский ЧМ-2023 по футболу, который пройдет с 20 июля по 20 августа в Австралии и Новой Зеландии, продали уже 1,25 млн билетов. При этом вещательные компании все еще не готовы отдавать «круглые суммы» за права на трансляцию женских матчей. 

Контекст

Турнир 2023-го уже стал самым масштабным по количеству сборных-участниц — их впервые будет 32. Для сравнения: в 2019 году в женском чемпионате во Франции приняли участие 24 страны. 

В цифрах

По данным ФИФА, зрительская аудитория женского ЧМ-2019 по футболу впервые достигла миллиарда человек. Интерес к этому виду спорта резко возрос. Так, игры женского Евро-2022 посетило рекордное число болельщиков — 574,8 тыс. человек. 

Что говорят

Призовой фонд женского ЧМ-2023 — $150 млн. Для сравнения: на мужском чемпионате в Катаре эта сумма составила $440 млн. В ФИФА заявили, что в течение нескольких лет надеются достичь глобальной цели — равного призового фонда на мужских и женских турнирах. 

Что происходит

  • Женский чемпионат мира по футболу 2023 года, который стартует в Австралии и Новой Зеландии 20 июля, стал самым ожидаемым женским спортивным событием в истории. Так, по состоянию на 13 июля продажи билетов на турнир достигли 1,25 млн, пишет Bloomberg. 
  • При этом вещательные компании по-прежнему неохотно выплачивают большие суммы за телевизионные права на ЧМ среди женщин. В 2021 году ФИФА приняла решение продавать медиаправа на женский турнир отдельно от мужского — исторически в телевизионных соглашениях они объединялись. Так организация надеялась увеличить инвестиции именно в женский футбол. 
  • Однако европейские вещательные компании за права на показ ЧМ-2023 предложили от $1 млн до $10 млн, в то время как мужской чемпионат мира в Катаре стоил $100–200 млн. В ФИФА назвали это «пощечиной» игрокам и «женщинам по всему миру» и отметили, что у организации есть «моральное и юридическое обязательство не занижать цены». По данным The Wall Street Journal, ФИФА оценивает глобальные права на трансляцию матчей турнира в $300 млн. 
  • В ФИФА заявили, что если предложения вещателей «по-прежнему будут несправедливыми», организация «будет вынуждена не транслировать» турнир в пяти ведущих футбольных странах Европы. Давление сработало, пишет Forbes: в результате ЧМ-2023 будут транслировать ITV и BBC в Великобритании, ARD и ZDF в Германии, France Televisions (Франция), RAI (Италия) и RTVE (Испания). Финансовые детали сделок не разглашаются. Кроме того, всего за неделю до открытия игр — 13 июля — соглашение о трансляции турнира заключила японская телекомпания NHK. 

Контекст

  • Женский ЧМ-2023 уже стал самым масштабным по количеству сборных-участниц — их впервые будет 32. В частности, к турниру присоединились Панама, Филиппины и Замбия. Для сравнения: в 2019 году в чемпионате во Франции приняли участие 24 страны. 
  • Спрос на билеты чемпионата мира 2023 года настолько возрос, что организаторы были вынуждены перенести матч открытия на стадион вместимостью 83,5 тыс. человек. 
  • К слову, это первый женский футбольный турнир под эгидой ФИФА, который пройдет сразу в двух странах — Австралии и Новой Зеландии. Финансовые выгоды от совместной организации соревнований Forbes оценивает в 200 млн новозеландских долларов (для Новой Зеландии) и 460 млн австралийских долларов (для Австралии). 
  • Растет и число спонсоров женского футбола. Так, в этом году партнерами турнира стали австралийская транспортная организация Team Global Express и местный винный бренд Jacob’s Creek. ФИФА также удалось договориться о партнерстве с Visa: поддержку финансового гиганта получат 33 футболистки из 27 стран. Кроме того, организация заключила соглашение с британской компанией Unilever: официальными спонсорами ЧМ-2023 станут бренды средств личной гигиены Rexona, Dove, Lifebuoy и Lux. 

В цифрах

  • В 2019 году финальный матч между сборными США и Нидерландов (2:0) в прямом эфире посмотрели более 260 млн зрителей. В целом, по оценкам ФИФА, женский чемпионат 2019-го транслировали 200 средств вещания. В результате он впервые совокупно привлек миллиард зрителей. Это стало «поворотным моментом», началом новой эры женского футбола: интерес к этому виду спорта начал резко расти, пишет Bloomberg. 
  • Так, игры чемпионата Европы 2022 года, который проходил в Англии, посетило рекордное число болельщиков — 574,8 тыс. человек, в том числе 110 тыс. иностранцев из 104 стран мира. Финальная игра собрала 87 тыс. зрителей. Это рекордный показатель среди всех мужских и женских матчей Евро.
  • В начале сезона 2022–2023 английская женская Суперлига заявила, что число болельщиков на матчах увеличилось год к году на 200%. 
  • Интерес к женскому футболу растет повсеместно. Например, в марте 2022-го на игру женских команд каталонской «Барселоны» и мадридского «Реала» пришли посмотреть 91,5 тыс. человек. Для сравнения: мужские команды «Барселоны» и «Реала» собрали только 60 тыс. зрителей. А на игры американского женского клуба «Портленд Торнс» в допандемийные времена в среднем приходили чуть более 20 тыс. зрителей. Это больше средней посещаемости матчей мужской команды московского ЦСКА в тот же период (примерно 19 тыс. зрителей).
  • В УЕФА считают, что женский футбол привлекает прогрессивных и молодых болельщиков — в том числе тех, кто ранее не интересовался этим видом спорта. Их число, по прогнозам организации, вырастет со 144 млн до 328 млн к 2033 году. Коммерческая ценность женского футбола в течение следующих 10 лет вырастет в 6 раз — до €686 млн, предполагают в УЕФА.

Что говорят

  • Президент ФИФА Джанни Инфантино хочет поднять уровень женского футбола, улучшить условия для спортсменок и привлечь болельщиков в развивающихся странах, где интерес к играм только начинает расти. Кроме того, в ФИФА заявили, что в течение нескольких лет надеются достичь глобальной цели — равного призового фонда на мужских и женских турнирах. 
  • Так, призовой фонд среди женщин вырос до $150 млн в этом году — 20 лет назад спортсменкам практически не выплачивали бонусы. За участие в групповом этапе ЧМ-2023 каждой футболистке заплатят $30 тыс. Это в 2 раза больше, чем средняя годовая зарплата профессиональных футболисток ($14 тыс.). Команда-победитель турнира в этом году получит $10,5 млн, из которых каждому игроку полагается $270 тыс. 
  • Спортсменки и журналисты подчеркивают, что эти суммы «все еще меркнут» по сравнению с призовым фондом чемпионата мира среди мужчин в Катаре в прошлом году ($440 млн). Команда-победитель — Аргентина — заработала $42 млн. 
  • Активнее всех за равную оплату труда начали выступать американки. Свою борьбу они начали после того, как сборная Франции — победитель мужского ЧМ-2018 — получила $38 млн, а команда США — победитель женского ЧМ-2019 — выиграла лишь $4 млн. В результате профессиональные спортсменки добились от американской Федерации футбола компенсации в размере $24 млн и одинаковой ставки с мужчинами за все турниры, включая чемпионат мира. 
  • Согласно сравнительному отчету ФИФА за 2022 год, средняя зарплата женщин-игроков составляет $14 тыс. в год. Почти все футболистки (93%) считают, что им недоплачивают. 

Это отвратительно, что мы должны просить, чтобы к нам относились так же, как к мужчинам. Это борьба, в которой женщинам во всем мире приходится участвовать каждый божий день, но, честно говоря, нам это уже надоело.

Джанин Бекки
нападающая сборной Канады 
  • Игроки женской английской суперлиги в среднем зарабатывают £20 тыс. в год. Есть и более высокооплачиваемые спортсменки. Например, защитница сборной Англии Люси Бронз, считающаяся одним из лучших игроков мирового футбола, ежегодно зарабатывает около £200 тыс. При этом среди элитных игроков-мужчин шестизначная зарплата — норма за одну неделю. Например, зарплата Гарета Бэйла — футболиста из Великобритании — во время пребывания в мадридском «Реале» составляла примерно £600 тыс. 
  • В России средняя зарплата футболисток, по оценкам самих спортсменок, — 100 тыс. рублей в месяц.

Самая маленькая — 50–60 тысяч [рублей в месяц]. У кого-то 200–250 тысяч, но это единицы. Зарплаты по €3 млн, как у Дзюбы в «Зените»? Такого нет.

Елена Терехова
экс-футболистка сборной России, тренер женской команды «Спартака»

Фото обложки: David Vincent / AP / TASS

Копировать ссылкуСкопировано