Что происходит
В порту Северо-Курильска на острове Парамушир начался первый этап уборки затонувших судов. Специалисты исследуют лежащие на дне корабли.
История вопроса
Утилизировать суда дорого, потому владельцы и бросают ненужные корабли в море неподалеку от портов. Всего на Дальнем Востоке скопилось более 550 таких кораблей.
Контекст
Власти РФ выделили средства на очистку Дальневосточного округа, ликвидировать «корабельные кладбища» там планируется к 2025 году.
Расклад сил
«Корабельные кладбища» есть также в Намибии, Узбекистане и Мавритании, некоторые их них превратились в туристические достопримечательности.
Что происходит
На Курильских островах приступили к ликвидации «кладбища кораблей». Как сообщили в Telegram-канале правительства Сахалинской области, первый этап уборки затонувших судов проходит в порту Северо-Курильска на острове Парамушир.
- Сначала специалисты исследуют лежащие на дне корабли. После этого они построят их 3D-модели — это позволит спланировать подъем останков плавсредств и другого мусора.
- В 2022 году исследователи намерены изучить 20 затонувших судов. В общей сложности к 2025 году они рассчитывают утилизировать более 50 кораблей и их обломков.
- В правительстве уточнили, что очистка прибрежных морских территорий станет частью модернизации портовой инфраструктуры и развития туристического потенциала Сахалина и Курил.
- Позже от «кладбищ кораблей» планируют очистить и другие районы Сахалинской области, сообщили местные власти. Работы планируют провести в Корсаковском, Невельском, Холмском, Томаринском, Углегорском, Долинском, Макаровском, Поронайском, Александровск-Сахалинском и Южно-Курильском районах.
История вопроса
Старые затонувшие суда в акватории Сахалина и Курил на протяжении многих лет остаются большой проблемой для региона, отметил глава Сахалинской области Валерий Лимаренко.
- Утилизировать старые или сломанные суда довольно затратно. Росимуществу ликвидация одного корабля обходится в 5 млн рублей, заявила вице-премьер Виктория Абрамченко, она также отметила, что иногда утилизация может стоить и в разы дороже.
- Чтобы избежать лишних расходов, некоторые владельцы бросают ненужные корабли в море. Чаще всего неподалеку от портов и судоремонтных баз.
- Находящиеся в акваториях корабли и их фрагменты, окисляясь, загрязняют воды. Еще больший вред наносят суда с остатками топлива и масел. Кроме того, они мешают судоходству. При этом установить владельца корабля и обязать его ликвидировать плавсредство удается не всегда.
- Всего на Дальнем Востоке скопилось более 550 затонувших судов, уточнил в начале года вице-премьер и полпред президента Дальневосточного федерального округа Юрий Трутнев. Во всех российских акваториях, по оценкам российских властей, скопилось от 1 тыс. до 1,5 тыс. затонувших судов и кораблей.
- Российские власти несколько лет обсуждают варианты решения этой проблемы. Например, Минтранс предлагал ужесточить ответственность и правила подъема для судовладельцев. Согласно разработанному законопроекту, суда, создающие угрозу безопасности мореплавания и препятствующие рыболовству, необходимо поднять в течение трех месяцев, а если угрозы нет, то за полгода. За отказ от поднятия и утилизации затонувшего имущества юрлиц предлагается штрафовать на сумму до 10 млн рублей, а если владелец судна не установлен, обязать заниматься утилизацией региональное правительство. Однако, как указали эксперты, далеко не во всех субъектах местные бюджеты располагают необходимыми суммами.
- Также звучали предложения превратить «кладбища судов» в музеи, поскольку они, как отмечают туроператоры, пользуются популярностью у любителей делать фото в необычных локациях.
Контекст
- В 2022 году председатель правительства РФ Михаил Мишустин утвердил порядок предоставления субсидий из федерального бюджета на ликвидацию «корабельных кладбищ».
- Всего с начала 2022 года на Дальнем Востоке поднято и утилизировано 21 судно, по итогам года планируется убрать 62 корабля, а к 2025 году — ликвидировать все дальневосточные «корабельные кладбища». По словам Виктории Абрамченко, власти также разработали законы, которые предотвратят появление новых бесхозных судов в акваториях.
- Средства на утилизацию выделяют в рамках проекта «Генеральная уборка» — это часть программы «Охрана окружающей среды». «Всего в текущем году на создание инфраструктуры по обращению с отходами в федеральном бюджете предусмотрено более 26 млрд рублей», — отметил глава правительства.
Расклад сил
По приблизительным оценкам ЮНЕСКО, на дне морей и океанов лежат более 3 млн кораблей.
- В порту Нуадибу (Мавритании) владельцы оставляли ненужные суда с 1980-х — местные власти разрешали бросить там ненужное судно за небольшую взятку. В результате там скопилось более 300 «мертвых» кораблей.
Порт Нуадибу
Фото: Ammar Hassan / FlickrФото: Slosada / Flickr Фото: Niko / Flickr Фото: Slosada / Flickr Фото: Ammar Hassan / Flickr
- Множество бесхозных судов находятся на побережье Аральского моря — бывшего бессточного соленого озера в узбекском городе Муйнак. В 1980-е водоем пересох, рыболовный промысел там остановился, в результате суда многих рыбаков остались там.
Побережье Аральского моря
Фото: Arian Zwegers / FlickrФото: Arian Zwegers / Flickr Фото: Thomas Peddle / Flickr Фото: E. van M. / Flickr Фото: E. van M. / Flickr
- Национальный парк «Берег Скелетов» в Намибии, расположенный вдоль атлантического побережья, известен большим количеством останков потерпевших крушение кораблей и шхун. Заповедник превратили в достопримечательность, теперь туристы со всего мира приезжают туда специально, чтобы посмотреть на «погибшие» суда.
Национальный парк «Берег Скелетов» в Намибии
Фото: Andrew Wilson / FlickrФото: Ian Cochranе / Flickr Фото: Alex / Flickr Фото: Michael Makoto Mageropoulos / Flickr Фото: dorian.derobert.free.fr