КапиталДетали

Мошенники украли у россиян 666 миллионов рублей за год через сайты объявлений

Жертвами становились и покупатели, и продавцы товаров на популярных сервисах Avito, «Юла», Boxberry. 

Мошенники убеждали их перейти на фейковый сайт и ввести банковские данные. 

Крупные мошеннические группировки за последние 12 месяцев заработали на доверчивости пользователей сайтов объявлений и служб доставки 666 миллионов рублей. Они совершили 111 тысяч операций по переводу денег с карт жертв, сообщила компания Data Leakage & Breach Intelligence (DLBI). 

  • Средняя сумма транзакции составила почти 6 тысяч рублей. 
  • Самая большая — 200 тысяч рублей. 
  • Максимальное списание денег с карты одного пользователя составило 2,1 миллиона рублей — жертва мошенников совершила 21 транзакцию по 100 тысяч рублей. 

Эксперты собирали данные из открытых и закрытых Telegram-каналов, где члены группировок отчитывались о том, что жертва перевела им деньги. Исходя из этой информации, аналитики вычислили наиболее активные и крупнейшие по количеству участников сообщества. Из 200 существующих в 116 каналах состоит более 100 «воркеров», ответственных за общение с жертвами, а в 13 группах — свыше тысячи.  

Общий объем «черных» сделок с учетом менее крупных группировок эксперты оценивают в 0,8–1 миллиард рублей. Об этом рассказал «Коммерсанту» основатель DLBI Ашот Оганесян. По его словам, этот сегмент мошенничества стал вторым по размеру после хищений с банковских карт. 

Схемы мошенничества 

При анализе Telegram-каналов эксперты выяснили, что мошенники грабят доверчивых покупателей и продавцов с помощью нескольких схем. Две из них являются самыми распространенными:

  • мошенники представляются продавцами и предлагают заплатить за несуществующий товар по фишинговой ссылке, которую покупателю присылают в WhatsApp или Telegram;  
  • члены группировок выдают себя за покупателей. Они уговаривают продавца перейти по фейковой ссылке, которая замаскирована под официальную, и ввести данные карты, чтобы получить на нее перевод.  

Схема функционирования группировки 

Как уточняет DLBI, в Telegram мошенники публикуют информацию о списании денег с карт жертв. Эксперты DLBI разделили всех участников сообществ на организаторов, поддержку («саппорт») и рядовых сотрудников («воркеров»). 

Задача первых — организовать канал или чат, обработать платеж и привлечь «воркеров» через рекламу на теневых форумах. Они же забирают себе комиссию с каждой «сделки». «Саппорты» дают рекомендации и подключаются, когда нужно помочь «воркеру» обмануть жертву. «Рядовые сотрудники» общаются непосредственно с жертвами, присылают им фишинговые ссылки и получают выплаты за каждую сделку. 

  • По оценкам DLBI, всего на сайтах объявлений «работают» более 13 тысяч «воркеров». Их средний доход чуть больше 28 тысяч рублей за год. У организаторов средняя «зарплата» за тот же промежуток времени — свыше 1,8 миллиона рублей. 
  • Наибольшее число обманутых клиентов — это пользователи сайта Avito (62%), на втором месте — клиенты «Юлы» (23%). Также своих жертв мошенники находили на сайтах СДЭК и Boxberry. 

Как сайты объявлений борются с обманом  

  • На сервисе «Юла» пользователь получает системное предупреждение, когда ему предлагают перевести беседу за пределы сервиса. Нейросеть следит за поведением клиентов, выявляет негативные тенденции и может заблокировать пользователю доступ к чужим телефонным номерам. 
  • На Avito встроенный мессенджер не дает отправить ссылку на внешние сайты, при отправке в сообщении адреса электронной почты или номера телефона придет уведомление об опасности. Также пользователей просят обсуждать сделки во встроенном мессенджере сервиса, а не по телефону, чтобы у компании была возможность отследить мошеннические действия и предупредить потенциальную жертву об опасности. Представители Avito отмечают, что число обращений от обманутых пользователей в октябре снизилось в три раза по сравнению с июлем. Общий объем жалоб Avito не раскрывает. 

Как еще мошенники обманывают россиян 

  • Мошенники присылают жертве поддельную ссылку для оплаты услуг якобы от службы технической поддержки, а по факту — на фишинговый сайт. Покупателя также могут отправить на фейковый сайт курьерской службы или проинформировать, что с товаром случилась форс-мажорная ситуация, поэтому для компенсации необходимо оформить «возврат денег». 
  • Существует схема, когда лжепродавец на сайте объявлений говорит покупателю, что его нет в городе и просит оставить предоплату за товар, чтобы забронировать его. После перевода задатка мошенник перестает выходить на связь. 
  • Еще один способ обмана — пересылка товаров наложенным платежом. Продавец отправляет товар без предоплаты. Жертва приходит на почту, оплачивает его, а потом выясняется, что содержимое не соответствует заказанному. Например, вместо фирменного смартфона приходит подделка. 
Копировать ссылкуСкопировано