Мир в огнеДетали

Молодые семьи в России стали резко беднеть

Большинству россиян в возрасте от 18 до 25 лет денег хватает только на еду и одежду. За год число таких молодых семей увеличилось с 50% до 64%.

Большинству российских молодых семей в возрасте от 18 до 25 лет — 64% — денег хватает только на еду и одежду, обеспечить товарами длительного пользования они себя не могут. По сравнению с прошлым годом (49,7%), в 2020 году нуждающихся в увеличении доходов молодых россиян стало больше на 14%. Таковы данные опроса Федеральной службы государственной статистики (Росстата) об уровне оценки домохозяйствами своего финансового состояния за второй квартал 2020 года.

Итоги опроса Росстата

  • 49,9% россиян не могут себе позволить купить что-то, кроме еды и одежды. Среди пенсионеров таких 62,4%, среди многодетных семей – 50,5%, среди молодых семей – 64%.
  • У 33,4% опрошенных хватает средств на еду и одежду, но нет денег на покупку машины и недвижимости. Среди пенсионеров таких 10,6%, среди многодетных семей – 27%, среди молодых семей – 23%.
  • 13,6% россиян могут купить только еду, но покупать одежду и оплачивать коммунальные услуги для них уже затруднительно. Доля пенсионеров в данной категории – 25,4%, многодетных семей – 20%, молодых семей – 11,7%.
  • 2,8% жителей России заявили, что им достаточно средств, чтобы купить все, что нужно. Среди пенсионеров таких – 1,2%, среди многодетных семей – 1,3%, молодых семей – 0,8%.

Причины резкого обеднения молодых семей

По данным аналитиков аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, пандемия сильнее всего повлияла именно на молодые семьи по нескольким причинам.

  • Среди молодежи высокая доля работников сферы услуг, которая понесла наибольший ущерб из-за ограничений в работе на время пандемии.
  • Молодые супруги без детей не получили той помощи, которую государство оказало семьям с детьми во время пандемии.
  • В организациях при оптимизации штата часто под сокращение попадают молодые неопытные специалисты.
  • У большинства молодых семей отсутствуют достаточные накопления.

Контекст

В начале октября 2020 года Росстат зафиксировал рекордный за 5 пять лет рост потребительской уверенности в стране. Наибольший оптимизм проявили люди среднего возраста и молодежь до 29 лет.

Индекс потребительской уверенности - экономический индикатор, показывающий общее состояние экономики и ожидания населения, – вырос на восемь пунктов в третьем квартале 2020 года по сравнению с показателем во втором квартале.

Подобный рост наблюдался последний раз в 2014 и начале 2015 годах – в период валютного кризиса в России. Тогда резкое ослабление рубля на фоне падения цен на нефть и санкций по отношению к России привело к росту инфляции и падению реальных доходов населения.

  • Причины роста индекса эксперты Росстата связали с уменьшением количества пессимистично настроенных россиян и ростом числа тех, кто оценивает будущее нейтрально.
  • Россиян, которые положительно оценивают изменения в экономике России в течение следующих 12 месяцев, стало меньше - 15% (в предыдущем квартале 18%).
  • Негативные оценки уменьшились до 36% (во втором квартале было 45%).
  • Россиян, которые считают, что экономическое положение в стране никак не поменяется в ближайшие 12 месяцев, стало больше - 45% (ранее было 34%).
  • Количество нейтральных оценок стало больше - 64% (во втором квартале их было 56%).        
  • Самые оптимистичные показатели зафиксированы у представителей средней возрастной группы от 30 до 49 лет и у молодежи от 15 до 29 лет.
Копировать ссылкуСкопировано