Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».
В главном аэропорту Амурской области ввели в эксплуатацию новую взлетно-посадочную полосу
Новая взлетно-посадочная полоса (ВПП) в аэропорту Благовещенска сможет принимать все типы пассажирских воздушных судов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями. Ее длина составляет 3 км.
Факты
- Международный аэропорт Благовещенск имени Н. Н. Муравьева-Амурского расположен рядом с селом Игнатьево в 15 км к северо-западу от Благовещенска в Амурской области.
- В 2022 году аэропорт обслужил 843 тыс. человек (пассажиропоток увеличился на 15% по сравнению с 2021 годом). За 2023 год перевезено более 860 тыс. человек, пассажиропоток увеличился еще на 9%.
- Аэропорт Благовещенска имеет прямое авиасообщение с большим количеством городов России. Самое востребованное направление — Москва (более 260 тыс. пассажиров в год). На втором месте по популярности — Новосибирск (более 140 тыс. пассажиров), на третьем месте — Красноярск (более 115 тыс. пассажиров).
- Пассажирский Boeing 737 авиакомпании «Россия» из Красноярска стал первым самолетом, приземлившимся на новую ВПП.
Перспективы
- Строительство новой взлетно-посадочной полосы в Благовещенске велось по поручению президента России с 2019 года. Всего на проект реконструкции аэропорта было выделено 10,8 млрд рублей. Сама ВПП стоила около 6 млрд рублей, некоторые объекты будут достроены в 2024 году.
- Построенная ВПП — часть первого этапа реконструкции аэродромной инфраструктуры. Вторым этапом является строительство нового и расширение уже действующего перронов, а финальным — завершение строительства пассажирского терминала.
- На данный момент по концессии в процессе строительства находится пассажирский терминал, который должен быть построен в 2025 году. Он будет иметь площадь 25 тыс. кв. метров, его оснастят четырьмя телескопическими трапами. Пропускная способность аэропорта увеличится в 2,5 раза.
- Благодаря запуску новой взлетно-посадочной полосы аэропорт сможет принимать самолеты всех типов (в т.ч. по массе), включая широкофюзеляжные.
Старая полоса будет использоваться как стоянка для самолетов. - Также на территории аэропорта установили новое светосигнальное, радиотехническое и метеорологическое оборудование, организовали периметральную охрану для защиты территории, а также построили новые рулежные дорожки.
Риски
- Аэропорт Благовещенска известен проблемами с отменами и задержкой рейсов. Учитывая то, что с введением новой взлетно-посадочной полосы будет увеличен пассажиропоток, необходимо оперативно решать подобные вопросы.
- Строительство ВПП было сопряжено с задержками и сменой подрядчика. Уже в 2020 году прошлый подрядчик — местная компания АО «Гидроэлектромонтаж» — задерживал сроки строительства, а позднее подозревался в растрате.
- Увеличение количества рейсов может негативно повлиять на экологию в связи с ростом количества выбросов в атмосферу и на шумовое загрязнение соседних сел: Игнатьево, Вадимово и т.д.
Строительство новой аэропортовой инфраструктуры началось в городе золотопромышленников Бодайбо в Иркутской области
В городе Бодайбо Иркутской области началась реализация проекта по строительству новой аэропортовой инфраструктуры.
Факты
- Город Бодайбо является главным центром золотодобычи в Иркутской области (здесь работают компании «Полюс», «Высочайший», «Лензолото» и др.) и административным центром Бодайбинского района. Население города — более 13 тыс. человек.
- Аэропорт в городе Бодайбо был открыт в 1944 году. На данный момент через него осуществляются рейсы в Иркутск авиакомпаниями «Ангара» и «ИрАэро». Пассажиропоток за 2022 год составил примерно 50 тыс. человек.
- Контракт на строительство нового аэропорта Бодайбо был заключен с компанией
«Ротек» в ноябре 2022 года. Работы ведутся в рамках государственных программ «Развитие транспортной системы» и «Строительство».
Перспективы
- Важность модернизации аэропорта Бодайбо связана с планами развития золотодобычи в районе, прежде всего с освоением уникального
месторождения Сухой Лог . Модернизация аэропортовой инфраструктуры поможет решитьтранспортные проблемы в регионе. - Для увеличения размеров территории аэропорта Бодайбо у местных жителей были выкуплены земельные участки. Рабочие уже демонтировали устаревшие конструкции и начали земляные работы. Аэропорт работает в штатном режиме и не закрывается на время реконструкции. На объекте ежедневно работают более 50 работников.
- На данный момент в аэропорту Бодайбо действует грунтовая взлетно-посадочная полоса (ВПП). После реконструкции она станет бетонной, будет увеличена с 1,6 до 3 км и немного изменит направление.
- Существующий в Бодайбо аэропорт может принимать исключительно самолеты малой авиации — Ан-24 и Ан-26. На территории аэропорта будут построены новая рулежная дорожка и перрон, размеры которого рассчитаны так, чтобы в перспективе на стоянке смогли размещаться одновременно шесть самолетов и вертолетов: один Sukhoi Superjet-100, три самолета Ил-114, Ан-24 и ATR-42, а также два вертолета Ми-8.
- Максимальная часовая интенсивность движения самолетов в 2035 году должна составить четыре взлета и посадки. В третьем квартале 2024 года на объекте приступят к бетонным работам на взлетно-посадочной полосе, а завершить проект планируют в 2025 году.
Риски
- У местных жителей были изъяты 16 земельных участков и пока остается неопределенность с тем, что гражданам предложат взамен. Владельцы участков должны обратиться с заявлением об учете прав на недвижимость в аэропорт Бодайбо.
- Аэропорт находится в черте города рядом с жилыми домами, что может доставлять неудобство жителям.
В Новосибирской области построят первый завод по производству грузового транспорта
Инвестиции в проект составят 20 млрд рублей, а первый автомобиль планируют выпустить в 2027 году.
Факты
- В конце декабря 2023 года на инвестиционном совете Новосибирской области одобрили проект, в рамках которого
ООО «Тренд» построит завод грузового транспорта в черте поселка Садовый под Новосибирском. - Для строительства выбран участок площадью 17 га с возможностью проведения необходимых инженерных коммуникаций.
Перспективы
- Инвестиции в проект автомобильного завода составят 20 млрд рублей до 2030 года. Количество новых рабочих мест после выхода на проектную мощность составит 2 тыс. Объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней в 2027–2031 годах составит около 4 млрд рублей.
- Завод будет строиться в два этапа: на первом планируется создание цехов по производству рам и кабин, а также
сборочного цеха . На втором предполагается создание новых цехов для производства собственных комплектующих, а также расширение производственной линейки. - Завод планирует выпускать широкую линейку грузового автотранспорта от 2 до 15 тонн. Первую модель — пятитонный грузовик — планируют выпустить в 2027 году. Компания получила разрешение на выпуск более 500 автомобилей в год.
- Рынок грузовых автомобилей в России на данный момент является неустойчивым, как и их отечественное производство. По итогам 2022 года в России было куплено 84,2 тыс. грузовых автомобилей (на 15,6% меньше, чем в прошлом году).
Лидером рынка являлся КАМАЗ, занявший 37,4%. На втором месте оказался китайский Shacman, который в 2022 году резко увеличил свою долю на рынке с 2,8% до 11,5%. Также в топ продаж вошли российские ГАЗ (6,4%), «Урал» (6,1%), китайский FAW (5,4%), белорусский МАЗ (5,2%), китайские HOWO (4,4%), Sitrak (4,1%) и JAC (3,1%), шведский Volvo (2,2%).
Риски
- Компании придется с нуля выстраивать договоренности и логистические цепочки с иностранными и российскими поставщиками.
- Спрос на грузовые автомобили в 2022 году в России значительно упал. Однако в 2023 году отмечается новый рост. В целом рынок грузовиков сильно зависит от рыночной конъюнктуры, а также от конкуренции между российскими производителями и китайским импортом.
- Новое производство столкнется с конкуренцией со стороны не только российских лидеров рынка, но и китайских игроков. Перспектива нового завода, судя по всему, зависит от его способности договориться о сборке китайских грузовиков в России.