В цифрах
Интерес к новостям за 5 лет снизился с 63% до 51% во всем мире, по данным нового исследования. Самый высокий уровень доверия к СМИ — в Финляндии (69%), а самый низкий — в США (26%).
Почему это происходит
Мониторинг международной новостной повестки многих утомляет, портит настроение и, по данным медиков, даже усугубляет психические расстройства. Среди самых раздражающих читателей тем — COVID-19.
В России
Многие россияне испытывают стресс из-за негатива в соцсетях. 81% признались, что им надоела тема пандемии.
Что делать
Чтобы не «перегореть» из-за чтения новостей, эксперты советуют скроллить ленту в одно и то же время, периодически выключать телефон и определиться с источниками, вызывающими доверие.
В цифрах
По всему миру люди стали меньше читать и смотреть новости, уровень доверия к СМИ снизился почти во всех странах. Это следует из отчета Института изучения журналистики Reuters и Оксфордского университета Digital News Report 2022.
- Исследователи провели опросы в 46 странах. Среди них США, Канада, Аргентина, Бразилия, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия, Кения, ЮАР, а также страны ЕС.
- За последний год люди стали реже обращаться к традиционным медиа — телевидению и печатным СМИ. При этом спрос на новости в онлайн-формате, например в соцсетях, никак не компенсирует этот спад. В целом интерес к новостям снизился с 63% в 2017 году до 51% в 2022-м.
- Уровень доверия к СМИ в среднем по миру составил 42%. Всеобщая обеспокоенность по поводу фейков в основном была вызвана пандемией. В Финляндии уровень доверия остается самым высоким (69%), а меньше всех СМИ верят американцы (26%).
- Многие специально время от времени не читают новости, в том числе чтобы не портить себе настроение. За 5 лет таких людей стало в 2 раза больше в Бразилии (54%) и Великобритании (46%).
- Некоторые насовсем отключаются от всех новостных источников. В Японии их игнорируют 15%, в Великобритании — 9%, во Франции и Австралии — по 8%, в Германии — 5%.
- Меняется и способ «потребления» новостей: сейчас большинство просматривают их первым делом с утра на смартфоне. Так делают, например, в Норвегии, Испании, Финляндии и Великобритании. В основном новости читают в соцсетях и смотрят на видеоплатформах: наряду с Facebook* и Youtube, популярность набирают Tik-Tok и Telegram. При этом в Ирландии многие предпочитают слушать радио, в Нидерландах по-прежнему любят читать утренние газеты, а японцы в основном смотрят телевизор.
Однако некоторые события глобальной важности заставляют чаще смотреть и читать новости.
- Британская исследовательская компания YouGov проанализировала, как изменился спрос на новости в Бразилии, Германии, Польше, Великобритании и США после начала спецоперации в Украине. Сложная экономическая ситуация в мире повысила интерес жителей к новостной повестке, но на фоне общего спада не намного.
- Кроме того, в большинстве стран люди начали чаще узнавать новости по телевизору, а использование соцсетей осталось на прежнем уровне или даже снизилось. По мнению авторов исследования, это говорит о важной роли вещательных СМИ во время кризиса. Согласно другой версии — причина в том, что пользователей раздражают постоянные обновления новостей в соцсетях.
Почему это происходит
Мировая новостная повестка многих утомляет, портит настроение и даже усугубляет психические расстройства.
- 43% респондентов заявили, что их отталкивает то, что СМИ постоянно возвращаются к одним и тем же темам, , особенно к политике и COVID-19.
- 29% признались, что устают от повестки. Столько же просто не доверяют новостям.
- У 36%, особенно тех, кто младше 35 лет, портится настроение от чтения новостей. Больше всего это беспокоит жителей США и Великобритании.
- 17% опасаются, что из-за новостей они могут быть вовлечены в споры, которых хотели бы избежать.
- 16% ощущают бессилие после просмотра новостей.
- Прошлые исследования уже показывали, что негативные новости влияют на психическое здоровье. Например, постоянная трансляция репортажей о терактах 11 сентября 2001 года в США и о
войне в Ираке усиливали симптомы посттравматического стрессового расстройства.
Исследователи также отмечают некачественную работу журналистов. Значительная часть молодых и менее образованных респондентов заявили, что за новостями сложно следить и их трудно читать. По мнению авторов отчета, журналистам стоит писать проще и четче объяснять контекст новости.
В России
Международная новостная повестка утомляет и россиян.
- В середине февраля 2022 года стопкоронавирус.рф провел опрос среди своих подписчиков, состоявших в группах и аккаунтах в Viber, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и Telegram. 81% признались, что им надоела тема пандемии, 34%–44% заявили, что она портит настроение, 38,6%–58% опрошенных устали от разговоров о COVID-19.
- Многие россияне испытывают ежедневный стресс. По результатам опроса, проведенного аналитическим агентством А2 Research и сервисом «Яндекс.Путешествия» в мае 2022 года, в стране таких 42%. А 35% респондентов назвали причиной стресса негатив в новостях.
- По данным исследования сервиса «Зарплата.Ру», более половины опрошенных отметили особо напряженную обстановку на работе весной 2022-го. 16% заявили, что их раздражает обсуждение новостей на работе.
- В частности, россияне устали от новостей, связанных со спецоперацией в Украине, из-за тревоги и неопределенности по поводу ее продолжительности. Об этом сообщил фонд «Общественное мнение».
Что делать
Эксперты рассказали, что делать, чтобы не «перегореть» из-за огромного потока новостей.
- Для начала нужно определиться с источниками, которые вызывают доверие, и перестать смотреть все подряд. Специалисты предупреждают, что в бесчисленных каналах на просторах соцсетей можно легко столкнуться с дезинформацией.
- Установить режим. Скроллить новостную ленту лучше в определенный промежуток времени.
- Делать перерывы. Специалисты советуют периодически выключать устройство, с помощью которого пользователь смотрит новости. Даже просто светящийся экран может заставить понервничать.
- Помнить, что в мире есть и хорошие новости. Такая подборка ежедневно выходит на сайте «Московских новостей».
* Соцсеть компании Meta, признанной экстремистской в России.