Мир в огнеДетали

Минтранс разработал новые правила проезда по платным дорогам. Они позволят сделать трассы быстрее

Минтранс предложил возвращать водителям деньги  при «обнаружении недостатков услуги или оказания ее не в полном объеме».

Также на платные трассы хотят не пускать автомобилистов, у которых есть задолженность по оплате проезда.

Что произошло

Минтранс создал правила, которые окончательно легализуют систему оплаты free-flow, запретят должникам въезд на «платки» и разрешат водителям требовать деньги назад, если дорога оказалась некачественной

Контекст

Сейчас free-flow применяется только на ЦКАД в Подмосковье, но многие водители не оплачивают проезд из-за отсутствия шлагбаумов.

Тенденция

В ближайших планах Минтранса ввести free-flow на трассе М4 и построить дорогу с такой системой оплаты во Владивостоке.

Мировая практика

Система Free-flow уже применяется за рубежом, и за неуплату проезда по ней там предусмотрены санкции. Самый крупный штраф в Италии – 300 евро.

Что произошло

Минтранс разработал проект новых правил для проезда по платным дорогам. Документ планируют обсуждать в правительстве и доработать, но ожидается, что он вступит в силу с марта 2022-го и заменит нормы, утвержденные в 2010 году. 

  • В министерстве объяснили, что основные изменения связаны с применением на российских дорогах безбарьерной системы «Свободный поток» (free-flow), которая позволяет не останавливаться (и не задерживаться в случае использования транспондера) у шлагбаума для оплаты проезда. Новые правила вносят юридические и технические уточнения для окончательной легализации «Свободного потока».
  • Также согласно новым правилам, если владелец авто задолжал оплату за проезд, в следующий раз его не пустят ни на одну платную трассу. То есть, если водитель не заплатил оператору Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, то ему запретят выезжать на М4 при поездке на юг России.
  • При этом водители смогут потребовать компенсацию оплаты при обнаружении «недостатка платной услуги» либо при оказании ее «не в полном объеме». В тексте не уточняется, о чем именно идет речь. Как предполагают юристы, это означает, что автомобилист вправе потребовать свои деньги назад, если, например, не сможет быстро и удобно проехать по дороге из-за некачественного асфальта или неубранного снега.
  • Новые правила запретят выезжать на платную дорогу с нечитаемыми или «умышленно скрытыми» номерами. Какая санкция будет применяться за нарушение, в материалах Минтранса не поясняется. На данный момент за езду с нечитаемыми и скрытыми номерами ГИБДД выписывает штраф в 500 рублей или через суд требует  лишить водителя прав.

Контекст

Сейчас единственной трассой, на которой применяется оплата free-flow, является ЦКАД в Подмосковье. 

  • Деньги автоматически списываются со счета водителя с помощью транспондера – специального устройства для бесконтактной оплаты, которое нужно установить на лобовом стекле авто. Если транспондера нет, оплату начислят по госномеру с помощью дорожной камеры.
  • С января 2021 года за проезд без оплаты по ЦКАД предусмотрен штраф в 1,5 тыс. руб. для легковых машин и 5 тыс. руб. для грузовиков и автобусов. Штрафы должен выписывать Ространснадзор, однако у него пока нет на это полномочий, поэтому санкции за бесплатный проезд фактически не действуют. Новые правила должны это исправить.
  • С момента запуска free-flow на ЦКАД, в 2020 году по май 2021 года зафиксировано около 12 млн проездов. Глава «Автодора» Вячеслав Петушенко ранее сообщал, что 70% водителей не оплачивают проезд, однако позже в ведомстве добавили, что количество должников постепенно снижается.

Тенденция

В России взимается плата за проезд на участках дорог федерального и регионального значения общей протяженностью около 1950 км. Основные платные участки находятся на трассах М1 «Беларусь», М4 «Дон», М3 «Украина» и М11 «Нева» под управлением госкомпании «Автодор».

  • Продлеваемый до 2030 года нацпроект «Безопасные и качественные автодороги» предполагает строительство и реконструкцию еще до 2 тыс. км платных трасс.
  • В планах также ввести оплату free-flow на трассе М4. Заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин сообщил, что «Автодор» уже занимается этим.
  • Еще одну платную кольцевую автодорогу с системой оплаты «Свободный поток» к 2025 году планируют построить во Владивостоке.

Мировая практика

Система free-flow уже применяется за рубежом, и за неоплату проезда по ней там предусмотрены санкции. 

  • Самый крупный штраф действует в Италии – 300 евро, порядка 25 тыс. рублей. В Австрии санкция составляет 120 евро, то есть примерно 10 тыс. рублей, в Швейцарии – 200 швейцарских франков (15 тыс. рублей), в Калифорнии – $57 (4 тыс. рублей).
  • В этом году австралийское издание Budget Direct составило рейтинг самых дорогих платных дорог мира. Эксперты выяснили, что чем больше в стране таких трасс, тем меньше средний чек.
  • Самая дорогая дорога – трасса «Тернпайк» в Пенсильвании, проезд по ней обойдется в $112, то есть примерно 8 тыс. рублей. Следом идет высокогорная дорога «Гросглоккнер» в Австрии – 37 евро, примерно 3 тыс. рублей, на третьем месте «Риека» в Хорватии – 240 кун, что составляет примерно 2800 рублей.
  • Самый высокий средний чек оказался в Швейцарии – там в среднем за проезд по «платке» водители отдают 21,9 евро, примерно 1940 рублей. В этой стране всего два платных участка, но оба они очень дорогие – это тоннели под Альпами. 

России в этом рейтинге не оказалось, так как специалисты не анализировали наши цены. Стоимость проезда по участку ЦКАД-1 для легковых автомобилей составляет порядка 3 рублей за 1 километр, для грузовиков – 9 рублей.

Копировать ссылкуСкопировано