Министерство промышленности и торговли России подготовило проект постановления правительства по стимулированию перевода автомобилей на газ, пишут «Ведомости».
- Минпром будет собирать с автопроизводителей решения по переоборудованию машин на нефтяной и компримированный природный газ.
- В пояснительной записке указано, что главная цель проекта — создание базы типовых решений по переводу на газ автомобилей российского серийного производства.
- Их будут разрабатывать автомобильные компании — для тех машин, которые сами производят.
- Участники отрасли, которые представят не менее двух решений, получат господдержку. Ее размеры не уточняются.
- Предполагается, что производители автомобилей будут не только регистрировать товарный знак и торговое название своих проектов по газификации автотранспорта, но и передавать в Минпромторг данные об изготовителе типового решения, сертифицированных установщиках оборудования и документацию по каждому конкретному решению.
- С 1 июня 2021 года ведомство планирует начать вести реестр типовых решений по переводу автомобилей на газ.
Что это даст владельцам автомобилей
- Сегодня владельцы автомобилей на газовом топливе должны самостоятельно получать сертификаты о соответствии транспортного средства нормам безопасности.
- По задумке Минпромторга, все типовые решения по переоборудованию автомобилей, хранящиеся в реестре, уже будут сертифицированы.
В Министерстве энергетики России, которое курирует программу перевода автомобилей на газ, заявили, что такие меры могут стимулировать развитие рынка газомоторного топлива.
Зачем переходить на газ
- Притом что кубометр природного газа (метана) эквивалентен литру бензина, первый куда дешевле при обработке до состояния топлива.
- Метан не снижает мощности двигателя, но меньше на треть, чем бензин, изнашивает его механизмы. В результате двигатель служит дольше, а водитель экономит не только на топливе, но и на техническом обслуживании.
- За счет низкой цены транспортировки природный газ дешевле для покупателей. А это, в совокупности с госпрограммой субсидирования, сокращает сроки окупаемости перевода автомобиля с бензина на газовое топливо.
- Также продукты сгорания метана оказывают меньше вреда экологии — при переводе транспорта на метан в 2–3 раза снижаются выбросы оксида углерода, не образуется сажа, свойственная дизельным двигателям.
Субсидирование газомоторного транспорта в РФ
Подпрограмма по стимулированию перехода автомобилей на газомоторное топливо была принята в рамках госпрограммы «Развитие энергетики» в 2019 году.
- Согласно ее целям, планируется увеличить годовое потребление газомоторного топлива до 2,7 млрд к 2024 году.
- Одновременно идет работа по развитию необходимой для этого инфраструктуры. К 2024 году в России намерены оборудовать около 1,3 тыс. газовых заправок.
В июне 2020 года по предложению Министра энергетики Александра Новака правительство увеличило субсидии на перевод автомобильного транспорта с бензинового на газомоторное топливо с 30% до 60% от стоимости переоборудования.
- При этом в правительстве уточнили, что водители легковых автомобилей смогут рассчитывать на 27 тыс. рублей — это максимальный размер субсидии.
- В среднем само газобаллонное оборудование стоит около 25–30 тыс. рублей и примерно столько же — работы по его установке.
Рыночные показатели газомоторного автотранспорта в РФ
- По данным Минэнерго в 2020 году, потребление газомоторного топлива составило 1,1 млрд куб. м – на 10% больше, чем в 2019-м.
- При этом за прошлый год на 5,6% упало потребление бензина (до 32,8 млн тонн) и на 6,7% — дизеля (до 35,5 млн тонн).
В 2019 году число проданных машин с газобаллонным оборудованием увеличилось на 24,5%, а в 2020 — на 27%.