Что происходит
Международные авиакомпании приостанавливают рейсы в США в связи с развертыванием сети 5G вблизи американских аэропортов.
Почему это происходит
Представители авиаотрасли считают, что 5G может искажать работу бортового оборудования самолетов и угрожать безопасности полетов.
Контекст
Американские операторы связи отложили запуск 5G по просьбе авиакомпаний. Федеральная комиссия по связи США продолжает оценивать безопасность работы приборов при 5G.
Мировая практика
В ЕС и Южной Корее развертывание 5G не угрожает безопасности полетов, так как сеть нового поколения и приборы самолетов работают на разных частотах.
Что происходит
Ряд международных авиакомпаний заявили, что отменят некоторые рейсы в США из-за опасений, связанных с внедрением сети 5G вблизи американских аэропортов.
- Крупнейший перевозчик Emirates из ОАЭ приостановит полеты в аэропорты Бостона, Чикаго, Далласа, Хьюстона, Майами, Ньюарка, Орландо, Сан-Франциско и Сиэтла.
- Авиакомпания Air India уведомила, что приостановит полеты из аэропорта Дели в Сан-Франциско, Чикаго и международный аэропорт им. Джона Кеннеди в Нью-Йорке.
- Японские ANA (All Nippon Airways) и Japan Airlines отменят рейсы в США, которые должны были выполнять на бортах Boeing 777. Вместо этого на некоторые маршруты запустят Boeing 787s.
- Немецкий перевозчик Lufthansa отменил рейсы между Франкфуртом и Майами.
- Приостанавливают полеты и американские авиакомпании. Например, Delta Air Lines также планирует отменить десятки рейсов в аэропорты США.
- Как отмечают в НИИ радио, ситуация с развертыванием 5G в США может коснуться и российских самолетов при выполнении ими рейсов в американские города, так как «вся авиация работает в одних полосах».
Почему это происходит
Представители авиационной отрасли обеспокоены возможным влиянием 5G-сети на работу некоторых приборов самолетов. Дело в том, что диапазоны частот, на которых работают сеть нового поколения (3,7–3,98 ГГц) и эти приборы (4,2–4,4 ГГц), близки друг к другу.
- Американские операторы связи планировали запустить сеть нового поколения 19 января 2022 года.
- В Федеральном управлении гражданской авиации США (FAA) опасаются, что 5G-антенны, установленные рядом с аэропортами, могут искажать показания
радиолокационных высотомеров . - FAA настолько обеспокоены возможным негативным влиянием 5G, что в декабре 2021 года запретили пилотам использовать «потенциально уязвимые» и наиболее чувствительные высотомеры, которые применяются в условиях плохой видимости.
Развертывание сети 5G и до этого вызывало опасения. Новый стандарт связи спровоцировал появление множества теорий заговора в сети.
- Одна из них гласит, что 5G ведет к распространению COVID-19. Некоторые утверждали, что металлическая полоска на хирургических масках для более плотного прилегания на переносице работает как антенна для 5G.
- Второй миф — сеть 5G опасна для здоровья из-за электромагнитного излучения. Ранее распространялись такие же конспирологические теории о стандартах 4G и 3G.
Контекст
- Во вторник, 18 января, 10 американских авиакомпаний обратились к администрации президента Джо Байдена с просьбой отложить развертывание 5G, ссылаясь на огромные экономические риски.
- После этого операторы связи AT&T и Verizon заявили, что отложат запуск сети нового поколения вблизи ограниченного числа аэропортов. По данным Reuters, Verizon не будет запускать около 500 вышек — это менее 10% от запланированного объема. О конкретных планах AT&T неизвестно.
- Джо Байден поблагодарил компании за это решение. В заявлении Белого дома говорится, что «соглашение позволит избежать потенциально разрушительных сбоев в пассажирских перевозках, грузовых операциях и восстановлении экономики».
- Несмотря на соглашение операторов, ряд международных авиакомпаний все же объявили об отмене рейсов.
AT&T, а также Федеральная комиссия по связи США (FCC) обвиняют в сложившейся ситуации FAA.
- Представили оператора связи напоминают, что у регулятора было целых 2 года на подготовку к запуску 5G. FAA приступило к обследованию оборудования на предмет совместимости с 5G-сетями лишь в последние нескольких недель, отмечает The Guardian.
- В Федеральной комиссии по связи США заявили, что FAA продолжает изучать работу высотомеров при наличии действующих сетей 5G. Регулятору необходимо разрешить (или запретить) коммерческим самолетам США совершать посадки в условиях плохой видимости в тех аэропортах, где будет развернута сеть 5G C-диапазона (3,7–3,98 ГГц). Для этого требуется сертифицировать высотомеры.
- Местные авиакомпании предпочли пока не обновлять чувствительные высотомеры.
- Авиакомпании США предупреждают, что неопределенность с развертыванием 5G в стране приведет к задержкам тысячи рейсов в день и ежегодным убыткам до $1,6 млрд.
Мы разочарованы неспособностью FAA сделать то, что сделали почти 40 стран, то есть безопасно развернуть технологию 5G, не нарушая работу авиации.
Меган Кеттерер
представитель AT&T
При этом ранее AT&T и Verizon обязались создать буферные зоны вокруг определенных аэропортов на 6 месяцев, чтобы снизить риски помех для приборов из-за 5G вышек. По информации Daily Mail, они есть только в 50 аэропортах.
Мировая практика
- В ЕС в 2019 году установили стандарты частот среднего диапазона 5G (3,4–3,8 ГГц) — они ниже, чем те, что собираются развернуть в США. Такая практика успешно применяется во многих странах альянса и не влияет на безопасность полетов на территории Евросоюза, пишет Reuters.
- В Южной Корее частота мобильной связи 5G также ниже, чем в США. С начала коммерциализации 5G-сетей в апреле 2019 года сообщений о помехах радиоволнам не поступало.
В 2019 году правительство РФ утвердило планы по внедрению 5G-сетей в 10 городах-миллионниках к концу 2021 года. Однако сроки реализации программы перенесены на 2024 год. Представили компаний и корпораций, ведущих разработку и испытания 5G-сетей, в ходе V Всероссийского бизнес-форума 5G Future Russia 2021 рассказали, что для масштабного развертывания сети требуется:
- Создание собственного оборудование для 5G в целях обеспечения безопасности и суверенитета экономики РФ.
- Выделение наиболее удобной для трансляции 5G частоты 3,4–3,8 ГГц — так называемого «золотого» диапазона.
Фото: Nicolaus Czarnecki / ZUMAPRESS / Globallookpress