КапиталДетали

Машин на всех не хватит: как пандемия и сокращение производства изменили мировой рынок аренды автомобилей

Прокатные компании в Европе и США с трудом пополняют парк из-за подорожания машин, а цены на аренду для клиентов увеличились вдвое.

Тенденция

В США и Европе дорожает прокат авто, а машин на всех не хватает. Это помогает развиваться сервисам по аренде от собственников.

Почему это происходит

На рынок аренды автомобилей повлияли коронавирусные ограничения, нехватка чипов и рост цен на топливо.

Перспективы

Аналитики считают, что, несмотря на трудности, рынок аренды авто продолжит расти.

В России

В России увеличивается спрос на услуги сервисов каршеринга, а сами компании меняют подход к работе с клиентами.

Тенденция

Пандемия изменила рынок аренды автомобилей в США и Европе. Путешественники все чаще сталкиваются с нехваткой машин, а стоимость пользования выросла, пишет Wired.

  • По данным потребительской организации Which, на Пасху аренда автомобилей в Португалии, на Кипре, в Испании, Греции, Италии и Франции подорожала в среднем на 135% по сравнению с уровнем 2019 года.
  • В автопарке прокатных компаний стали появляться более дешевые азиатские машины, а срок службы уже имеющихся вырос до исторического максимума: до 25 месяцев по сравнению с 20 месяцами в 2019 году в США и с 12 до 20 месяцев — в остальном мире.
  • На фоне нехватки автомобилей стали развиваться платформы каршеринга, где собственники могут предложить в аренду свои машины, — например, американские Turo и Getaround или британский HiyaCar.
  • В 2022 году HiyaCar сообщила о росте заказов на 220% по сравнению с прошлым годом, а доходы владельцев автомобилей на Turo увеличились в 10 раз.

Почему это происходит

Спрос на аренду машин во всем мире в последние годы упал, а вместе с ним и доходы компаний. Выручка Europcar в 2020 году снизилась на 42%, у Hertz показатель опустился на 46%. Компании распродали часть своих автомобилей.

  • Американская Hertz, владеющая точками проката по всему миру, до пандемии имела 700 тыс. машин, к первому кварталу 2022 года этот показатель упал до 480 тыс. Парк французской Europcar в первом квартале 2020 года насчитывал 293 тыс. автомобилей, в 2021-м он сократился до 187 тыс.
  • По мере снятия ограничений и восстановления поездок компании по аренде столкнулись с трудностями при пополнении автопарка новыми автомобилями из-за нехватки чипов при производстве, а также со сбоями в цепочках поставок из-за ситуации на Украине.
  • В допандемийный период компаниям удавалось удерживать низкие цены на аренду благодаря перепроизводству и возможности приобретать оптом нераспроданные машины. Теперь стоимость покупки выросла. Также свое влияние оказал рост цен на топливо в большинстве стран.

Вы покупаете автомобиль по более высокой цене, вы заправляете его по более высокой цене, возникает больший спрос — рост цен вполне логичен.

Юсуф Аллинсонаналитик IBISWorld
  • На фоне роста стоимости жизни многие владельцы авто ищут дополнительные источники заработка и готовы предоставить незнакомцам свои машины в аренду, что способствует развитию каршеринговых платформ.
  • Для арендаторов плюсом таких приложений стала возможность найти авто в шаговой доступности.

Перспективы

Эксперты Wired полагают, что в ближайшее время цены на автомобили и их обслуживание будут оставаться высокими, а значит, аренда все еще будет дорогой.

  • При этом, по мнению аналитиков, сам рынок проката в ближайшие годы будет расти. В 2020 году он оценивался $64 млрд, в 2022-м достигнет $82 млрд, а к 2026-му, согласно прогнозам, увеличится до $113 млрд.
  • Одним из основных двигателей станет развитие онлайн-площадок, позволяющих пользователям арендовать автомобиль в любое время и в любом месте, оплатив прокат с телефона или планшета.
  • Также к росту спроса на аренду машин, вероятно, приведет сокращение числа личных авто.

В России

В России 99% рынка каршеринга приходится на четырех крупнейших игроков: «Яндекс. Драйв», «Делимобиль», «Ситидрайв» и BelkaCar.

  • Арендовать авто через сервисы можно во всех городах-миллионниках. Общий автопарк четырех основных операторов насчитывает более 46 тыс. машин, 30 тыс. из них — в Москве. Это самый большой автопарк среди мировых столиц.
  • Пандемия коронавируса отразилась на аренде машин в России. Например, в 2020 году на 30–40% вырос спрос на долгосрочный каршеринг. Это объяснялось как введением социальной дистанции в общественном транспорте, так и запретом на поездки за рубеж, из-за чего арендаторы чаще стали путешествовать на авто. А аренда, как и в других странах, постепенно дорожала: в 2021-м средний чек вырос на 23%.
  • В то же время объем российского рынка каршеринга увеличился на 85% в сравнении с 2020 годом и достиг почти 70 млрд рублей.
  • В 2022 году каршеринговые компании столкнулись с трудностями из-за санкций: масла и шины серьезно подорожали, а запчасти для иномарок стало сложнее купить.
  • На фоне подорожания обслуживания личных авто многие водители в этом году стали отдавать предпочтение аренде. Количество онлайн-транзакций в этой категории увеличилось на 33%.

В новых условиях каршеринговые автомобили и их обслуживание стоят в 2–3 раза дороже. При этом прибыль сервисов не изменилась. Поэтому ближайшие несколько лет будут для них непростыми. В регионах темпы роста сильно замедлятся, а какие-то небольшие сервисы могут и вовсе обанкротиться.

Константин Трофименко глава центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ
  • Один из участников рынка каршеринга решил переформатировать свой сервис аренды премиальных авто по подписке Anytime Prime. Теперь он выйдет из столицы регионы и станет еще и площадкой, где владельцы смогут сдавать собственные авто.

Фото обложки: eGuide Travel / Flickr

Копировать ссылкуСкопировано