КапиталДетали

Маркетплейсы перетянули поиск на себя. Россияне стали чаще искать товары сразу на онлайн-площадках, не открывая Google и «Яндекс»

В России развиваются пять крупных маркетплейсов, которые увеличивают свою долю на рынке онлайн-торговли. Платформы активно расширяют ассортимент товаров и привлекают новых покупателей и поставщиков.

Тенденция

В 2021 году маркетплейсы обошли поисковики по числу запросов, сделанных через компьютеры, россияне ищут товары сразу на торговых онлайн-площадках.

Контекст

Более половины россиян в 2021 году совершали покупки через интернет, в стране быстро развиваются пять крупных маркетплейсов.

Что говорят

Представители маркетплейсов отметили, что по количеству товарных запросов через смартфоны онлайн-площадки давно обогнали поисковые системы.

Перспектива

В России растет объем онлайн-торговли, маркетплейсы развивают продажи продуктов питания.

Тенденция

В 2021 году интернет-магазины опередили поисковые системы по числу запросов в некоторых категориях, пишет «Коммерсант» со ссылкой на исследование Mediascope.

  • На фоне развития онлайн-торговли потребители начинают активнее искать и сравнивать товары сразу на маркетплейсах и больше читать отзывы о брендах. Площадки становятся местом взаимодействия аудитории с брендами, добавили в компании.
  • Маркетплейсы опередили поисковики в запросах FMCG-товаров через компьютеры: 44% против 32% в категории «Кофе», 50% против 16% в категории «Подгузники». 
  • В общем количестве запросов исследуемых FMCG-категорий, которые россияне вводят через компьютеры, маркетплейсы занимают 40–50%, на поисковики приходится до трети, остальное — на специализированные интернет-магазины и классифайды.
  • В 2021 году люди на 50% чаще искали в «Яндексе» интересующий товар сразу вместе с названием продающей его площадки.

Контекст 

В 2021 году доля россиян, которые совершают покупки в интернете, составила 52%. В 2020-м этот показатель был равен 50%, а в 2013-м — 10%, говорится в исследовании «Яндекс.Маркета» и GfK Rus.

  • Россияне чаще всего покупают онлайн (на маркетплейсах и через интернет-магазины) одежду и обувь, 64% опрошенных хотя бы один раз в 2021 году заказывали такие товары. На втором месте — средства для ухода за лицом, телом и волосами (59 %). За год заметнее всего увеличился спрос на продукты питания (50 %) — они занимают пятую строчку в топе, их доля увеличилась на 10%. 
  • При этом наиболее востребованной категорией года аналитики Ozon назвали товары FMCG. Они составили 80% от всех покупок россиян на этой платформе. Лидерами стали ультрапастеризованное молоко, таблетки для посудомоечных машин, кокосовое молоко, туалетная бумага и кофе в капсулах. 
  • В России быстро растут пять основных маркетплейсов: WildBerries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «СберМегаМаркет» и «AliExpress Россия».

Что говорят

  • В Ozon рассказали, что тенденция роста поисковых запросов на маркетплейсах особенно заметна в мобильной среде, там основное количество запросов приходится на их приложения. 
  • В Wildberries также отметили, что в мобильном сегменте онлайн-продавцы давно обошли по популярности классические поисковые системы. При этом представители компании добавили, что у них нет задачи конкурировать с поисковиками в целом. Маркетплейсы «предполагают другой сценарий для пользователей».
  • Такую позицию разделяют в «Авито». «Мы не конкурируем с поисковиками, для нас поиск — вспомогательный инструмент к нашему каталогу», — отметили в компании.

Перспектива

Товарный поиск будет все больше уходить на маркетплейсы на фоне того, что последние много инвестируют в расширение ассортимента, привлечение селлеров и покупателей, совершенствование поиска.

Михаил Бурмистров
гендиректор «Infoline-Аналитика»
  • Один только рынок онлайн-торговли продуктами питания в России может достигнуть 1 трлн рублей к 2025 году, пишет ТАСС со ссылкой на совместное исследование «AliExpress Россия» и Центра экспертиз и интегральных моделей.
  • Эксперты прогнозируют, что доля маркетплейсов на рынке онлайн-торговли продуктами питания будет расти. Эти площадки также будут конкурировать с интернет-магазинами в сегменте скоропортящихся товаров, развивая для этого собственную логистику.
  • Объем онлайн-торговли в России по итогам года может преодолеть планку в 4 трлн рублей, считает глава Минпромторга Денис Мантуров. 

Фото обложки: Сергей Коньков / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано