Автопортреты
Ступая на порог экспозиции, сразу ощущаешь, что вся она пропитана романтикой, любовью и искусством. Александра Бычкова и Сергей Кольцов познакомились на последних курсах Строгановки. Уже тогда она стала для него настоящей музой и представала в его эскизах в разных ипостасях — например, за работой. Так, в одном из эскизов Сергей Кольцов изображает жену, вероятно, в момент поиска нужной позиции для создания монументального автопортрета и добавляет небольшую деталь — в левом верхнем углу висит рисунок в рамке с изображением путти с виноградом, которого Кольцов нарисовал еще во время обучения. В итоговой работе сама Бычкова пишет себя иначе, кроме того, низвергает и путти. Почему? Это так и осталось загадкой.

Памятник Ивану Болотникову
Сквозь коридор из архивных кадров Москвы тех лет попадаем к залу, посвященному периоду обучения Сергея Кольцова и Александры Бычковой в Строгановском училище. Здесь можно узнать, как Сергей Кольцов работал над памятником крестьянину Ивану Болотникову — одному из героев революции, памятники которым устанавливались в рамках Плана монументальной пропаганды. В итоговой работе Кольцова революционный герой предстает обездвиженным, со скованными руками и ногами, вероятно, у мертвого дерева — символа мученической смерти. Здесь Кольцов сосредоточен на красоте обнаженного тела. Таким образом, перед нами настоящий атлет, стойко выдержавший страдания, — Болотников был ослеплен перед казнью. Этот памятник собирались открыть в Даниловской слободе 4 ноября 1919 года, но от мороза скульптура рассыпалась в мастерской за 2 дня до намеченной даты.

Парижский цикл Сергея Кольцова
В 1928 году Сергей Кольцов и Александра Кольцова-Бычкова отправились в столицу Франции в командировку как два самодостаточных автора, перед которыми стояли разные задачи. Бычковой было поручено «ознакомление с новейшими видами декоративно-прикладного искусства», а Кольцову предстояло работать художником-репортером. От него требовались критический взгляд и умение уловить политически острые моменты повседневности Парижа, которую нередко показывали в советских киножурналах.
В Париже он создал большой акварельный цикл из 50 листов одного формата, который растягивался, подобно кинопленке. Здесь запечатлены цветочница, каменщики, переполох в местном бистро, бродячая ярмарка, а вот проехал «механизированный католический поп» на велосипеде. Позже градус политической критики уменьшился — Кольцов начал работать над шаржами и другими сюжетами в разных техниках. А по возвращении в Москву спустя 2 года активной работы Кольцову предстояло подготовить выставку-отчет в зале «Всекохудожника» на Кузнецком Мосту. Привезенные работы он дорабатывал, не ограничивая себя в техниках и жанрах. Эти работы вступали в диалог друг с другом и создавали тем самым единый монументальный проект, который сегодня буквально рассеян по всей стране. Специально для выставки мы попробовали собрать его вновь. Из 140 позиций удалось найти 92, а 89 — привезти на экспозицию.
Личные письма
В 1930 году Кольцов вернулся в Москву, но Кольцова-Бычкова продолжила работать в Париже. Эту разлуку запечатлели письма, которыми обменивались супруги. А что, как не эти детали истории, могут с головой погрузить нас в трепетные отношения влюбленных? По ним также можно восстановить деятельность художницы тех лет — она готовилась к персональной выставке в саду Пале-Рояль, а также участвовала в Салоне Независимых, где ей удалось продать три текстильных панно.

Послевоенный живописный цикл Кольцовой-Бычковой
После возвращения в Москву супруги жили на последнем этаже дома Перцовой, в квартире с очаровательным балкончиком и видом на Большой Каменный мост и Кремль. Они провели здесь большую часть жизни, здесь же художница работала над своим главным послевоенным живописным циклом — видами на Москву. В работах Александры этот городской пейзаж предстает совершенно разным в зависимости от времени года, времени суток и ее собственного настроения. Этому циклу художница посвятила практически 30 лет, и представленные в зале пейзажи — лишь малая его часть.
Выставка «Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов» открылась в Музее Москвы 29 апреля и продлится до 24 августа 2025 года.
Адрес: Зубовский бульвар, 2, корп. 1
Смотрите наш короткий видеообзор по выставке:
Фото предоставлены организаторами