Бриф
Что произошло: Лувр и галерея Уффици обвинили PornHub в незаконном использовании их картин для создания гида по эротическому искусству и потребовали удалить полотна с сайта.
Контекст: порносайт выпустил аудиогиды по работам с обнаженной натурой, которые представлены в самых известных музеях мира.
Но при этом: некоторые музеи и выставки сами получают жалобы от недовольных посетителей, которые считают представленные произведения искусства слишком откровенными.
Тенденция: PornHub известен своими спорными маркетинговыми кампаниями. Ранее они сажали деревья за просмотр роликов из категории Big Dick и боролись с загрязнением планеты пластиком с помощью «грязного порно».
Что произошло
Лувр и галерея Уффици выступили против использования своих картин в эротическом онлайн-путеводителе Classic Nudes, который на прошлой неделе запустил сайт PornHub. Они готовы добиваться удаления изображений через суд.
- В музеях заявили, что платформа не запрашивала разрешение на использование принадлежащих им изображений в коммерческих целях, следовательно речь идет о нарушении авторских прав. В Уффици также отметили, что даже если заявка была бы подана по всем правилам, руководство музея вряд ли одобрило бы ее.
- Директор галереи Уффици Айке Шмидт отказался комментировать ситуацию. Источник в его окружении сообщил, что Шмидт не хочет, чтобы музей каким-либо образом ассоциировался с порносайтом.
- Музей уже обратился в Министерство культурного наследия и государственную правозащитную организацию для оценки ситуации.
- Лувр направил предупреждение компании MindGeek Holding, владеющей PornHub. По словам представителя музея, они надеются, что изображения будут в ближайшее время удалены с сайта.
Контекст
В середине июля PornHub объявил о запуске проекта Classic Nudes — это интерактивные аудиогиды по работам с обнаженной натурой, которые представлены в самых известных музеях мира.
- На старте в путеводитель попали картины, хранящиеся в парижском Лувре и музее Орсе, нью-йоркском Метрополитен-музее, мадридском музее Прадо, флорентийской галерее Уффици и лондонской Национальной галерее. В их числе «Происхождение мира» Гюстава Курбе, «Завтрак на траве» Эдуарда Мане, «Обнаженный мужчина» Эдгара Дега, «Обнаженная Маха» Франсиско Гойи и другие.

- В рекламном ролике для проекта снялась порнозвезда Чиччолина. Она предстала в образе Венеры с картины Сандро Боттичелли.
- Представители российских музеев назвали использование произведений искусства для рекламы порносайта недопустимым. Например, директор музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин отметил, что это только подстегнет сторонников пуританских взглядов, которые считают непристойными картины с обнаженной натурой.
Но при этом
Сами музеи тоже порой обвиняют в экспонировании слишком откровенных произведений искусства. Беспокойство выражают родители, которые считают, что обнаженная натура негативно влияет на психику детей.
- В апреле 2021 года жалоба на обнаженную скульптуру поступила в петербургский Эрмитаж. Директор музея Михаил Пиотровский признался, что ему и ранее предлагали собрать все обнаженные фигуры в одном зале и повесить табличку 18+, но ранее он никогда не получал официальных обращений по этому поводу.
- А в 2016 году петербуржцам не понравилась обнаженная статуя Давида, выставленная возле церкви Святой Анны, где проходила выставка «Микеланджело. Сотворение мира». Одна из жительниц города пожаловалась на появление в городе «мужчины без порток» уполномоченному по правам ребенка.
- Музей Леопольда в Вене был вынужден «прикрыть» интимные места футболистов на рекламном плакате к выставке «Обнаженные мужчины» после многочисленных жалоб.

- Обнаженные греческие античные статуи стали причиной конфликта на международном уровне. Во время выставки в столице Катара Дохе интимные места двух скульптур прикрыли тканью. Министр культуры Греции Костас Цаварас, приехавший на открытие выставки, которая должна была стать «мостом дружбы» между двумя странами, был недоволен этим решением. В итоге статуи вернули на родину.
Тенденция
Сайт PornHub известен своими провокационными маркетинговыми кампаниями. Одной из первых стала запрещенная реклама во время трансляции «Супербоула» — финала сезона НФЛ в 2013 году. PornHub предложил каналу CBS ролик, где двое пенсионеров сидят на скамейке. Согласно стандартам, рекламу порносайта не могли поставить в эфир. PornHub выпустил по этому поводу пресс-релиз, а сам ролик появился в Сети с заголовком «Запрещенная реклама PornHub». Издание Buzzfeed увидело в этом маркетинговый ход, отметив, что владельцы сайта изначально понимали, что CBS не выведет запись в эфир. В итоге сайт получил бесплатную рекламу.
- В 2014 году PornHub объявил конкурс на создание непорнографической рекламы для сайта. Призом была должность креативного директора компании сроком на один год. Победителем стал копирайтер из Стамбула Нури Гулвер с плакатом «Все, что тебе нужно, — это рука».

- В том же году PornHub провел акцию PornHub Gives America Wood, пообещав высаживать по одному дереву за каждые 100 просмотров видео в категории Big Dick. Всего было высажено 15 473 дерева.
- В 2015 году PornHub выпустил обучающее видео с порноактрисой Шарлоттой Стокли, которая с помощью фаллоимитатора объясняла, как самостоятельно обследовать себя на предмет рака яичек.
- Аналогичный ролик, замаскированный под порно ради привлечения внимания, сняли о раке молочной железы. На нем порноактеры показывают, как проверить, нет ли у женщины опухоли. Также сайт перечислял деньги в фонды борьбы с раком груди с просмотров видео в некоторых категориях.
- В 2019 году порносайт запустил кампанию по борьбе с пластиковым загрязнением с помощью The Dirtiest Porn Ever. Провокационное видео было снято на покрытом пластиковыми отходами пляже.
- В 2020 году сайт предложил помощь мелким предпринимателям, пострадавшим от пандемии. Они запустили конкурс, призом в котором стала бесплатная реклама PornHub. Победителями стали 100 небольших фирм, каждая из которых получила по 10 млн показов.