МоскваДетали

Личные вещи Дяди Гиляя рассказывают о хозяине: гид по выставке в Центре Гиляровского

В Столешниковом переулке открылась небольшая, но очень важная выставка о Владимире Гиляровском. Она основана на найденном в прошлом году архиве бытописателя и московского журналиста и показывает его с новой стороны — здесь и подробности семейной жизни, и близкие друзья, и юморные записки соседям. В нашем материале — о предметах, которые покажут Гиляровского таким, какой он был на самом деле.

  • Выставка «Линия Гиляровского» проходит с 1 октября 2025-го по 9 марта 2026 года.
  • Адрес: Центр Гиляровского, Столешников переулок, 9, стр. 5.

Табакерка Гиляя

В саквояже Гиляровского всегда можно было найти его верную спутницу, с которой он практически не расставался — табакерку. Владимир Алексеевич даже посвятил ей очерк, название дал простое — «Моя табакерка».

Если бы моя табакерка могла рассказать все, чему она была свидетелем, — это была бы история эпох. Кто из нее не нюхал! Все классы и нации. В разных краях России и за границей. И в мирное, и в военное время. И во время холерных бунтов, и на гуляньях в роскошных парках, на баррикадах и в окопах. Нюхали боевые генералы на позициях, нюхали дружинники на Пресненских баррикадах.

Одна из его табакерок, датированная первой четвертью XIX века, спряталась в стеклянной витрине на выставке. На внутренней створке можно разглядеть надпись:

«Старому приятелю дяде Гиляю на добрую память от Н.К. Голофтеева. 1914 г. Января 11 дня».

Портрет журналиста

Есть в экспозиции и другой интересный экспонат, за которым стоит история дружбы, — «Портрет Владимира Гиляровского. Этюд» кисти художника Сергея Ягужинского 1906 года. 

Из «Рассказов о дяде Гиляе» Екатерины Киселевой мы узнаем, что Гиляровский постоянно бывал на заседаниях «Сред» — художественного кружка, встречи которого проходили в доме московского мецената Владимира Шмаровина. Кружок объединил членов больших художественных союзов и товариществ — Исаака Левитана, Константина Коровина, Сергея Ягужинского и других. Фонд «Среды» составляли работы, выполненные художниками в день встреч. Среди членов кружка был и Владимир Гиляровский, у него был собственный жетон «25 лет обществу «Среда». 1886–1911», который тоже представлен на выставке. Он писал много экспромтов о жизни объединения, один из которых звучит так: 

Ягужинский! По картинке

Я тебя, брат, узнаю. 

Хотя видно из-за спинки

Только голову твою.

Издание «Трущобные люди. Этюды с натуры»

Это был первый сборник очерков писателя, который повествовал о низших слоях общества в дореволюционной России. «Трущобные люди» просуществовали недолго. В письме Алексею Плещееву от Антона Чехова говорилось:

Книжку его конфисковали еще в ноябре за то, что в ней все герои — отставные военные — нищенствуют и умирают с голода. Общий тон книжки уныл и мрачен, как дно колодезя, в котором живут жабы и мокрицы.

Тираж издания уничтожили. Но один экземпляр уцелел — его можно увидеть на выставке. Писатель остался должен типографии братьев Вернер значительную по тому времени сумму — 280 рублей. Гонорарами погасил только часть долга, а затем открыл коммерческую Контору объявлений В.А. Гиляровского, которая занималась публикацией рекламы в московских газетах и журналах. Контора стала семейным делом — жена Гиляровского Мария Ивановна принимала объявления, готовила ответы корреспондентам, вела финансовый учет и занималась аналитикой, определяя, в какие газеты лучше поместить объявление и в каком количестве. Сам журналист выступал в роли рекламного агента и автора статей.

«Ночлежка. Зарисовка к спектаклю «На дне». Виктор Симов

Гиляровский легко находил общий язык с самыми разными людьми, в том числе с извозчиками, пожарными, работая журналистом, он самостоятельно выезжал на места происшествий. Он имел много знакомств, чтобы быстро получать информацию, за что и получил прозвище «короля репортеров». 

Виктор Симов, Ночлежка в «Утюге» (Кулаковка), 1902
Бумага, картон, сепия
Частное собрание Льва Вольфсона
Виктор Симов, Ночлежка в «Утюге» (Кулаковка), 1902
Бумага, картон, сепия
Частное собрание Льва Вольфсона

Так, Гиляровский бывал и в Ночлежке. Из воспоминания художника Виктора Симова следует, что в это злачное место он впервые попал под руководством как раз-таки Дяди Гиляя.

Здесь я почувствовал выразительность человеческого горя и несчастья. Мои декорации «Дна» и навеяны гнетущим мотивом берлоги, где людям жилось хуже зверей.

Этими воспоминаниями и навеяна зарисовка, представленная в экспозиции.

Копировать ссылкуСкопировано