Мир в огнеДетали

LEGO не будет делить свои конструкторы по гендерному принципу. Почему производители отказываются от «половых» стереотипов при создании игрушек

В LEGO провели исследование и выяснили, что большая часть мальчиков опасаются, что над ними будут смеяться, если они выберут «игрушки для девочек», а девочки, играющие с товарами для мальчиков, наоборот, становятся более уверенными.

Что произошло

LEGO приняла решение об отказе от гендерных стереотипов при создании конструкторов. В компании заявили, что «половые» подходы при выборе игрушек приводят к ограниченности воспитания детей.

Детали

LEGO не будет отмечать игрушки маркировками «для мальчиков» или «для девочек», с сайта компании также убрали возможность поиска товаров по полу.

Тенденции

Все больше производителей переходят на выпуск гендерно-нейтральных игрушек. В их числе Mattel, Hasbro и другие.

Что говорит наука

Гендерно-нейтральное воспитание подразумевает отмену ограничений на гендерное самовыражение. У него есть как сторонники, так и критики.

Что произошло

  • LEGO решила отказаться от гендерных стереотипов при создании конструкторов после изучения результатов опроса детей, проведенного по заказу компании. Исследование показало, что «половые» подходы при выборе игрушек приводят к ограниченности воспитания детей, говорится на сайте компании.
  • Мальчики и родители опасаются, что окружение будет их высмеивать, если они выберут «девчачьи» игрушки. Девочки, играющие с товарами для мальчиков, наоборот, становятся более уверенными — заявили исследователи.

Детали

  • В рамках исследования были опрошены почти 7 тыс. родителей и детей в возрасте от 6 до 14 лет из Китая, Чехии, Японии, Польши, России и Великобритании.
  • 71% опрошенных мальчиков опасались, что над ними будут смеяться, если они выберут «игрушки для девочек», например куклы.
  • Исследование показало, что родители чаще поощряли сыновей заниматься спортом или техническими задачами, в то время как дочерям предлагали танцевать, заниматься выпечкой и наряжаться.
  • «Это подчеркивает то, насколько укоренились гендерные предубеждения во всем мире», — считает Джина Дэвис, основавшая в 2004 году Институт по гендерным вопросам в средствах массовой информации. Именно этот центр проводил исследование.
  • Опрос также показал, что родители обоих полов считают мужчин «более креативными», в 6 раз чаще думают об ученых и спортсменах как о мужчинах и в 8 раз чаще — об инженерах в таком же ключе. 
  • В компании заявили, что традиционно к LEGO обращалось больше мальчиков, но такие продукты, как LEGO Dots или Лагерь спасения диких животных LEGO City, были разработаны специально и для мальчиков, и для девочек. 
  • Кроме того, LEGO больше не будет маркировать ни один из своих продуктов как игрушки «для мальчиков» или «для девочек», а на официальном сайте компании потребители уже не могут искать товары по полу.

Тенденции

LEGO — не первая компания, которая решила сосредоточиться на создании гендерно-нейтральных игрушек. Если несколько лет назад с подобными инициативами выступали только коммерческие компании, то теперь к теме «половых» ограничений в воспитании детей начали обращаться и на законодательном уровне. 

  • В 2012 году в Великобритании началась кампания Let Toys Be Toys («Пусть игрушки будут игрушками»), которая была направлена на то, чтобы убедить розничных продавцов прекратить разделение игрушек по половому признаку. Ее запустила группа родителей на онлайн-форуме Mumsnet. В течение года благодаря кампании 12 крупных ритейлеров убрали вывески «девочки» и «мальчики» со стендов с игрушками в своих магазинах.
  • Ранее LEGO выпустила конструктор с ЛГБТ-персонажами. В наборе Everyone Is Awesome («Все прекрасны»)‎ 11 фигурок разных цветов, которые символизируют цвета флага ЛГБТ-сообщества, расовое многообразие и трансгендерное сообщество. У 10 фигурок нет конкретного пола. Отмечается, что это сделано для того, чтобы «подчеркнуть их индивидуальность, но при этом сохранить неоднозначность».
  • В сентябре 2019 года производитель куклы Барби компания Mattel выпустила линейку Creatable World («Создаваемый мир»), в ней шесть кукол разных рас, роста и типа телосложения. В комплекте к каждой кукле есть юбки, брюки, короткий и длинный парики. На сайте Mattel объяснили, что, «наряжая куклу в разную одежду — мужскую или женскую — и выбирая для нее парик, ребенок сам может решить, какого она пола».
  • Компания Hasbro, выпускающая пластиковую игрушку Mr. Potato Head (Мистер Картофельная голова), заявила, что даст новое имя популярному детскому герою — нейтральное с гендерной точки зрения, убрав из названия приставки Mr. («мистер»). Сообщалось, что запуск новой игрушки Create Your Potato Head Family запланирован на осень 2021 года.
  • В штате Калифорния приняли закон о гендерно-нейтральных зонах в некоторых магазинах. Закон не запрещает традиционные секции для мальчиков и девочек в торговых сетях. Однако в нем говорится, что в магазинах должен быть гендерно-нейтральный отдел с представленным в нем «разумным ассортиментом» товаров «независимо от того, принадлежат ли они традиционно к категории товаров для девочек или для мальчиков». Закон распространяется на игрушки и предметы гигиены.

Что говорит наука

Гендерно-нейтральное воспитание подразумевает разнообразие и отмену ограничений на гендерное самовыражение. Его сторонники уверены, что оно позволяет вырастить детей без комплексов.

Исследование журнала Experimental Child Psychology показало, что дети, которые посещали гендерно-нейтральные детские сады, более уверены в себе, охотнее взаимодействуют с незнакомыми малышами противоположного пола и менее подвержены влиянию стереотипов.

Еще одно исследование показало, что стереотипные подарки могут негативно повлиять на будущее ребенка, пишет The Guardian.

  • 41% родителей (34% матерей и 36% отцов) в Великобритании выбирают для ребенка гендерно-нейтральные игрушки.
  • 26% родителей отдают предпочтение товарам, которые предназначены только для девочек или только для мальчиков.
  • 86% кукол дарят девочкам, 90% игрушечных машинок — мальчикам.

Методы гендерно-нейтрального воспитания также становились объектами критики.

  • Шведский психиатр и автор книг Дэвид Эберхард считает, что называть мальчиков и девочек hen нечестно, поскольку это значит «полностью игнорировать биологические различия». Он называет такие методы «промыванием мозгов».
  • Профессор психологии Филипп Хванг из Гетеборгского университета полагает, что гендерно-нейтральные дошкольные учреждения (такие есть в Швеции) безвредны, но переоценены. Он считает, что в них нет никакого вреда, но уверен, что это «скорее тешит родителей, нежели меняет детей».

Опрос Mail.ru показал: родители в России считают, что гендерный принцип в выборе кружков для детей устарел (такого мнения придерживаются 54,41% респондентов), но все равно записывают мальчиков в секции борьбы и программирования, а девочек — на художественную гимнастику. Было опрошено более 5 тыс. человек, 55% из которых женщины, 29% — мужчины.

  • 39,9% респондентов сообщили, что при выборе кружка они опираются на интересы и увлечения ребенка.
  • 19,22% родителей ориентируются на навыки ребенка, более 15% — на удобство расположения секции, 11,4% — на стоимость занятий, для 12,33% важны будущие перспективы того или иного предмета.
  • Самыми подходящими кружками для сыновей считают боевые искусства (11,19%), плавание (10,82%), программирование (10,27%), футбол (10,77%), баскетбол (8,19%) и волейбол (7,16%).
  • Самые подходящие секции для девочек, по мнению родителей, — художественная гимнастика (11,66%), занятия в музыкальной школе (11,29%), рисование (10,84%), иностранные языки (10,69%), шитье (8,96%) и также плавание (8,8%).
  • Математику и программирование для своих дочерей выбрали менее 4% россиян. Примерно столько же готовы отдать девочку на волейбол.

Фото обложки: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Копировать ссылкуСкопировано