КапиталДетали

Латиноамериканский sur: Бразилия и Аргентина готовятся создать единую валюту. Зачем это нужно странам и чем они рискуют

Новый валютный союз, как пишет Financial Times, может стать вторым по величине в мире после еврозоны.

Переговоры между бразильскими и аргентинскими властями о создании блока и преодолении зависимости от доллара ведутся уже несколько лет.

Что происходит

Бразилия и Аргентина намерены официально объявить о начале работы по созданию общей валюты.

Почему это происходит

Торговля между двумя странами растет, а появление единой валюты упростит финансовые операции.

Мировая практика

Самым известным валютным союзом остается еврозона, но существуют и другие аналогичные договоренности, в том числе в странах Африки.

Но при этом

У валютных союзов есть свои недостатки, в частности необходимость отказа от собственной кредитно-денежной политики.

Что происходит

Бразилия и Аргентина намерены на следующей неделе официально объявить о начале работы по созданию общей валюты, сообщает Financial Times.

  • По данным издания, первоначально внимание будет сосредоточено на том, как новая валюта, которую Бразилия предлагает назвать sur («юг» в переводе с испанского и португальского языков), может стимулировать региональную торговлю и снизить зависимость от доллара.
  • Впоследствии, как ожидается, к проекту предложат присоединиться и другим странам Латинской Америки.

Почему это происходит

Бразилия и Аргентина уже несколько лет обсуждают возможность создания общей валюты, но переговоры провалились из-за противодействия Центробанка Бразилии, рассказал один из источников газеты. Теперь, когда обеими странами руководят левые лидеры, у них больше политической поддержки, отмечает издание.

  • По словам экспертов, привлекательность новой валюты наиболее очевидна для Аргентины, где годовая инфляция приближается к 100%, а Центробанк печатает деньги для финансирования расходов. По данным ЦБ, за первые 3 года пребывания Альберто Фернандеса у власти количество денег в публичном обращении увеличилось в 4 раза, а купюра песо наибольшего номинала стоит менее $3 по параллельному обменному курсу.
  • В мае 2022 года Лула да Силва, будучи кандидатом на пост президента Бразилии, заявлял, что необходимо преодолеть зависимость от доллара. Экономист Габриэль Галиполо и экс-мэр Сан-Паулу Фернанду Аддад тогда поясняли, что новая валюта не заменит национальные реал и песо, а будет использоваться для двусторонних торговых операций.
  • Объем торговли между Бразилией и Аргентиной неуклонно растет. За первые 11 месяцев 2022 года он достиг $26 млрд, что почти на 21% больше, чем за тот же период 2021-го. Обе страны остаются движущими силами МЕРКОСУР.
  • Новый валютный союз, по оценкам FT, может оказаться вторым крупнейшим в мире. Если объединение охватит всю Латинскую Америку, на него будет приходиться около 5% мирового ВВП. Для сравнения, на крупнейший на сегодняшний день валютный союз — еврозону — приходится около 14% мирового ВВП.

Мировая практика

В мире существует несколько валютных союзов разного уровня интеграции. Создаются они как для межгосударственных расчетов, так и для замены национальной валюты. Один из примеров такого союза — еврозона. Некоторые страны используют на своей территории денежные единицы чужих стран вместо собственных. Среди них Лихтенштейн (швейцарский франк).

Цель заключения валютного союза — снижение валютных рисков при внешней торговле и иностранных инвестициях, а также политическое сближение государств.

  • В 1972 году на территории Африки была создана зона рэнда — валютный союз на основе южноафриканского рэнда. В настоящее время в него входят ЮАР, Лесото и Намибия. Ранее членами союза были также Свазиленд и Ботсвана.
  • В 1981 году было подписано соглашение о создании Организации Восточных Карибских государств с единой валютой — восточно-карибским долларом. Валюта имеет хождение на территории семи государств-членов союза: Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия и Сент-Винсент и Гренадины.
  • Собственную валюту планировали создать и государства — члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, в который входят Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия. Об этом было объявлено еще в 2009 году. Позже Оман и Объединенные Арабские Эмираты отказались от участия в проекте. Запуск валюты халиджи был запланирован на 2015 год, но неоднократно переносился.

Но при этом

Несмотря на целый ряд плюсов, таких как отсутствие затрат на конвертацию, прозрачность цен и рост внутренних инвестиций, у валютных союзов есть и свои недостатки.

  • Кредитно-денежная политика должна быть единой. Это означает, что процентные ставки устанавливаются централизованно для всех стран-участниц союза. Если одно из государств переживает экономический спад, в то время как остальные находятся на подъеме, повышение процентных ставок только усугубит рецессию.
  • В зависимости от специфики стран одна и та же политика может работать по-разному. Например, в Великобритании, которая еще недавно входила в ЕС, гораздо больше людей владеют собственным домом, чем во многих других европейских странах. Это делало ее гораздо более зависимой от ипотечного кредитования, а значит изменение процентных ставок имело там иное влияние, чем в других странах союза.
  • Переход к единой валюте связан с затратами на выпуск новых денег и, если это необходимо, изъятие старых, переоборудование торговых автоматов и так далее.
  • Выход из валютных союзов тоже сопряжен с рядом рисков. В 2012 году в Греции на фоне экономического кризиса стали все чаще говорить о возможном выходе из еврозоны. Сторонники этого пути полагали, что возвращение к драхме резко повысит экспорт и туризм и даст греческой экономике возможность встать на ноги. Однако большинство экспертов придерживались иного мнения. Они полагали, что драхму ждет стремительное падение: по оценке МВФ, речь шла о 15–20%-й девальвация по отношению к еврозоне, а по подсчетам Goldman Sachs, чтобы сократить внешний долг до приемлемого уровня, пришлось бы пойти на 30%-ю девальвацию. В любом случае выход привел бы к снижению уровня жизни за счет роста цен на импортные товары.