Мир в огнеДетали

Кризис на Красном море: из-за атак хуситов крупнейшие судоходные компании останавливают движение, а в Европе растут цены на газ

Нефтегазовый гигант BP приостановил движение танкеров через Красное море. Ранее аналогичное решение приняли пять крупнейших мировых контейнерных линий.

Йеменские хуситы наносят удары по кораблям в международных водах с октября — в знак протеста против «отвратительной израильско-американской агрессии в секторе Газа».

Что произошло

  • Британский нефтегазовый гигант BP приостановил движение всех своих танкеров через Красное море. Решение в компании приняли на фоне нападений на торговые суда со стороны проиранской группировки «Ансар Аллах» — боевиков-хуситов, контролирующих северную часть Йемена. 

В свете ухудшения ситуации с безопасностью судоходства в Красном море BP приняла решение временно приостановить весь транзит через Красное море. В нашем торговом и судоходном бизнесе охрана наших сотрудников и тех, кто работает от нашего имени, является приоритетом. 

заявление BP
  • Решение распространяется на все суда, которыми владеет фирма, а также на всех контрагентов, чьи суда находятся в найме. В BP дату возврата танкеров в Красное море не называют, отмечая, что компания будет «постоянно пересматривать эту паузу с учетом обстоятельств, складывающихся в регионе». 
  • Трафик через Красное море составляет от 10% до 12% мировых морских перевозок, это 5% мировых объемов транспортировки нефти. Ранее в регионе приостановили судоходство также и другие крупные грузоперевозчики, среди которых крупнейший оператор контейнеровозов Maersk и швейцарский гигант Mediterranean Shipping Company (MSC). Это уже привело к росту цен на нефть и природный газ. В частности, цены на газ в Европе выросли на 7,9%. 

Контекст

  • Йеменские хуситы наносят удары по кораблям в международных водах после начала конфликта между Израилем и ХАМАС — в знак солидарности с палестинской группировкой. Представители группировки «Ансар Аллах» заявили, что нападают только на суда, принадлежащие Израилю или направляющиеся в страну. Свои действия хуситы назвали ответом на «отвратительную израильско-американскую агрессию в секторе Газа, ежедневные массовые убийства и акты геноцида». 
  • Например, 11 декабря йеменские хуситы нанесли ракетный удар по норвежскому судну Strinda после того, как «его экипаж отверг все предупреждения». По данным группировки, судно перевозило в Израиль партию нефти. 
  • СМИ отмечают, что часть атакованных кораблей никак не связаны с Израилем. Так, 15 декабря хуситы запустили баллистическую ракету в судно швейцарской MSC. Никто из  членов экипажа не пострадал, но на судне возник пожар — и оно «было выведено из эксплуатации». 
  • Регулярные атаки с помощью дронов и ракет на суда происходят практически каждый день. А британское Управление морских торговых операций (UKMTO) еще 6 декабря выпустило официальное предупреждение об опасности судоходства в Красном море.

Детали

  • Следование судов через Красное море из-за атак хуситов на данный момент приостановили пять крупнейших мировых контейнерных линий. Это французская CMA CGM, датская Maersk, швейцарская MSC, немецкая Hapag-Lloyd и китайская COSCO. Только на Maersk и MSC приходится более 50% перевозок по всему миру. 
  • Маршруты перенаправляют в обход Суэцкого канала — через мыс Доброй Надежды: это дополнительные 10–14 дней в пути. 
  • Аналитики и инвесторы ожидают рекордного роста цен на грузоперевозки. Еще в начале декабря S&P Global сообщило об увеличении стоимости страховок судов в Красном море. По данным агентства, танкеры, перевозящие до 90 тыс. тонн груза, взимают дополнительную плату «за безопасность» — по $150 тыс. за каждый рейс при перевозке нефтепродуктов с Ближнего Востока и Индии в Африку. 
  • Грузовые компании планируют повысить тарифы на перевозки грузов из Азии в Европу на 100% по сравнению с нынешними ставками, пишет Trade Winds: с 1 января стоимость аренды стандартного 12-метрового контейнера увеличится до $3 тыс.
  • Насколько серьезным будет ущерб мировой торговле от ухода крупнейших контейнерных линий из Красного моря, зависит от продолжительности простоя, говорят аналитики. Так, в 2021 году недельная блокировка Суэцкого канала обошлась миру в $10 млрд.
  • Косвенно ситуация затронет и россиян, отмечают эксперты. 

На нас это может сказаться, но незначительно. Мы, в принципе, сегодня отрезаны от больших контейнерных перевозок. У нас сейчас основной товарный поток идет через Дальний Восток и Новороссийск. Объем контейнеров, который проходит через порты Новороссийска, емкий, он здорово вырос по сравнению с 2021-м и 2022-м годами, потому что переориентировались потоки. Наши южные ворота обслуживают в первую очередь экспорт зерна. Часть импорта того товара, который поступает через порты Турции, идет как раз только через Суэцкий канал, например из Индии и Китая. Вероятно, вырастет цена перевозок, но это может коснуться самое большое 5–7% товаров. 

Георгий Властопуло
гендиректор логистической компании «Оптималог»

Что говорят

  • Официальный представитель движения «Ансар Аллах» Мухаммед Абдель Салям заявил, что «Красное море безопасно» для всех — за исключением «судов, связанных с израильским противником. 
  • По словам политологов, есть вероятность того, что западные страны попытаются решить эту проблему военным путем. Помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан уже заявил, что Вашингтон совместно с партнерами работает над формированием коалиции для принятия мер в отношении хуситов. 
  • Al Hadath пишет, что к возглавляемой США коалиции присоединятся Великобритания, Германия и Франция — для обеспечения безопасности судоходства в Красном море. По данным Al Hadath, коалиция сосредоточится на противодействии атакам мятежников-хуситов. Арабские страны отказались присоединиться к коалиции.
  • Однако эксперты отмечают, что эффективность международной морской группы в Красном море «будет скорее нулевой». В Институте Ближнего Востока считают, что для противодействия ракетным обстрелам и запускам БПЛА необходима наземная операция на побережье Йемена, но «никто, включая США, европейцев и Саудовскую Аравию, сейчас на это пойти не готов».