«Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х»
Музей Москвы

Книга, написанная искусствоведами Ксенией Гусевой и Надеждой Плунгян, посвящена трансформации женского образа в искусстве первых послереволюционных лет. Издание подготовлено по материалам одноименной выставки, прошедшей в Музее Москвы в 2024 году и включает около тысячи редких работ — живопись, скульптуру и предметы декоративно-прикладного искусства более чем из 30 российских музеев и частных собраний.
Главный сюжет книги — взаимодействие искусства и раннесоветской промышленности, показанное через два ключевых женских образа. Первый — работница-текстильщица, символ революционного времени, героиня плакатов и картин 1920–1930-х. Именно для таких женщин издавался журнал «Работница», который сначала распространялся на фабриках как агитационное издание. Второй образ — московская художница, чье творчество было связано с текстильным дизайном или становлением советской моды. Среди них — конструктивистка Варвара Степанова, скульптор Вера Мухина, педагог ВХУТЕМАСа Людмила Маяковская, авангардистка Александра Кольцова-Бычкова и другие яркие представительницы эпохи.
«Карл Брюллов»
Третьяковская галерея

Альбом, посвященный творчеству выдающегося русского художника Карла Павловича Брюллова (1799–1852), издан Государственной Третьяковской галереей к одноименной выставке мастера и одному из главных выставочных блокбастеров года. В книге 480 страниц, и половина из них — богатейший иллюстративный материал, настоящая находка для обожателей художника.
Альбом систематизирует наследие Брюллова по пяти ключевым направлениям: историческая живопись, религиозные сюжеты, итальянские жанровые сцены, восточные мотивы и портретный жанр. Отдельный раздел «Образ живописца» представляет иконографические материалы, связанные с самим художником. Особую ценность изданию придают результаты технологических исследований картин, проведенных в рамках подготовки выставки, а также публикация ранее не издававшихся листов из итальянских альбомов Брюллова, хранящихся в собрании Третьяковской галереи. Книга сочетает научную глубину с доступным изложением, а значит, подходит как искусствоведам, так и всем ценителям русского искусства XIX века.
«Русские дикие»
Музей русского импрессионизма

Это издание посвящено влиянию французского фовизма — яркого авангардного течения, впервые громко заявившего о себе на парижском Осеннем салоне 1905 года, — на русское искусство начала XX века. Отечественные художники знакомились с новейшими европейскими тенденциями через международные выставки в Москве и Петербурге, а также благодаря собраниям меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Их привлекали смелая манера письма, интенсивные цвета, упрощенные формы и энергичный рисунок, которые русские мастера творчески переосмысляли, соединяя с национальными традициями и собственными художественными поисками.
Альбом структурирован по тематическим разделам: «Дикий импрессионизм», «Дикий символизм», «Дикий сезаннизм» и «Дикий примитивизм». В них произведения Давида Бурлюка, Аристарха Лентулова, Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой соседствуют с работами их французских вдохновителей — Анри Матисса, Андре Дерена и Кеса ван Донгена. Дополняют издание научные статьи искусствоведов Ильи Доронченкова, Наталии Кортуновой и Веры Рябининой, раскрывающие взаимосвязи французского фовизма, немецкого экспрессионизма и русской «дикой» живописи той эпохи.
«1775. Триумф Екатерины II. Московский год императрицы»
Музей-заповедник «Царицыно»

В 2025 году дворцово-парковому комплексу «Царицыно» исполняется 250 лет, и в честь этого события музей провел важную межмузейную выставку «1775. Триумф Екатерины II. Московский год императрицы» о событиях 1775 года. И хотя 17 августа залы экспозиции завершили работу, у любителей истории остался богато иллюстрированный каталог к ней. Издание объемом 367 страниц включает 15 научных статей, созданных экспертами из Московского университета и ведущих музеев Москвы и Санкт-Петербурга, а также более 300 изображений.
Среди иллюстраций — 24 игральные карты саксонского типа из собрания «Петергофа», топографические карты Москвы XVIII века из фондов Исторического музея, поэтажные планы дворцов и государственных учреждений, а также чертежи парков и усадеб из архива Музея архитектуры им. Щусева. Некоторые экспонаты, например предметы из Охотничьего сервиза (изготовленного на Мейсенской мануфактуре по заказу Екатерины II в 1860-х), представлены крупными фрагментами. Такой прием создает эффект лупы, позволяя детально рассмотреть изысканную роспись на каждом изделии.
Каталог будет интересен всем, кто увлекается историей России. Например, статья хранителя фонда «Коллекция карт» в «Петергофе» Елены Нестеренко «Карточные игры в эпоху Екатерины II» раскрывает, как азартные развлечения влияли на законотворчество и судьбы высокопоставленных особ. А исследование и. о. директора Мемориального музея А. В. Суворова Александра Лукирского о русско-турецкой войне 1768–1774 годов содержит уникальные факты, которых нет в других источниках.
«Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века»
ГМИИ им. А. С. Пушкина

Издание посвящено знаковому периоду в истории Гравюрного кабинета Румянцевского музея, некогда перешедшего в состав Пушкинского. Этот процесс курировал выдающийся искусствовед и музейный деятель Николай Ильич Романов, который сначала работал в Московском Публичном и Румянцевском музеях, а затем возглавил Музей изящных искусств. Благодаря его усилиям Гравюрный кабинет превратился в настоящий центр изучения графики: здесь велась научная работа, проходили лекции и занятия со студентами, а также активно развивались международные связи, в частности переписка с коллегами из Британского музея. Романову удалось сделать кабинет важной выставочной площадкой, знакомившей москвичей с современным искусством.
Каталог, выпущенный к одноименной выставке, подробно освещает эту главу музейной истории. В нем представлены материалы о выставках, организованных Романовым, документы о культурном обмене между Москвой и Лондоном, а также письма художественного критика Александра Бакши, адресованные Николаю Ильичу. Издание позволяет проследить, как формировалась уникальная коллекция графики и какую роль в этом процессе сыграла личность Романова, сумевшего объединить вокруг кабинета выдающихся художников, студентов и исследователей.
«Изысканная трапеза. История еды в Древнем Китае»
Музеи Московского Кремля совместно с Национальным музеем Китая

Это глубокое и безупречно иллюстрированное исследование многовековых кулинарных традиций Поднебесной через 145 уникальных экспонатов — от артефактов эпохи неолита до современных произведений, так или иначе связанных с трапезой. Каталог раскрывает философию и эстетику китайской гастрономической культуры. Бронзовые и керамические сосуды, изысканные изделия из драгоценных материалов, живописные свитки и национальные костюмы демонстрируют, как пищевые традиции отражали мировоззрение и социальные нормы китайской цивилизации.
Каталог структурирован по пяти тематическим направлениям, охватывающим все аспекты китайской кулинарной традиции: от региональных особенностей кухни до ритуального значения трапезы. Особое внимание уделено эволюции кухонной утвари и сервировочной посуды, превратившейся в подлинные произведения искусства. Богатый иллюстративный материал сопровождается анализом того, как гастрономические обычаи воплощали конфуцианские принципы гармонии и даосские идеи о единстве человека и природы. Издание не только знакомит с историей китайской кухни, но и раскрывает ее как важнейшую часть культурного наследия, сохраняющую актуальность на протяжении тысячелетий.
Фото обложки: Музей Москвы; Музеи Московского Кремля; Третьяковская галерея