Мир в огнеДетали

Конфликт в Красном море: кто подорвал подводные интернет-кабели и повлияет ли авария на работу Сети в России

В Баб-эль-Мандебском проливе повредили 4 из 15 кабелей, обеспечивающих почти 20% мирового интернет-трафика. Ремонт затянется как минимум на пару месяцев. Как устроена интернет-связь под водой и какие мировые отрасли уже пострадали из-за атаки хуситов и конфликта в Красном море — в материале «Московских новостей». 

Кто виноват в аварии с кабелями в Красном море 

  • В Красном море повредили подводные интернет-кабели, соединяющие целые страны и континенты. Сначала в масштабной аварии израильские СМИ обвинили йеменских хуситов, однако позже представители движения опровергли свою причастность и возложили ответственность на США и еврейское государство. 

Хуситам нет смысла наносить удары по подводным кабелям, так как они приносят пользу и Йемену, и всему остальному миру, в том числе их товарищам. 

Наср ад-Дин Амер заместитель главы информационного департамента движения «Ансар Аллах» 
  • В одной из пострадавших компаний — SEACOM — заявили, что магистраль могло задеть проходящее судно. Такое на практике уже встречалось, когда капитан забывал вовремя поднять якорь. Однажды кабель даже атаковала акула и пыталась его перекусить.
  • В марте 2023-го в НАТО даже прозвучали заявления о том, что удары по интернет-кабелям, трубопроводам и другим коммуникациям на морском дне может наносить подводный флот России — якобы для того, «чтобы лишить связи США и континентальную Европу».

Поврежденные линии входят в один из трех глобальных маршрутов связи: он обеспечивает интернет-соединение между Европой и Азией и пропускает до 17% всего мирового интернет-трафика.

Фото: TeleGeography

Кто остался без интернета из-за аварии

Проблемы со связью сразу же возникли на северо-востоке Африки. О серьезных перебоях сообщали в странах Персидского залива и Индии. 

Израильское издание Globes пишет, что ущерб в этих регионах оказался значительным, но не критичным, поскольку проложены и другие кабели. 

Какие кабели повредили 

Перестали работать как минимум 4 из 15 кабелей, проходящих через Баб-эль-Мандебский пролив в южной части Красного моря и принадлежащих четырем крупным хостинговым компаниям:

  • European India Gateway — соединяет Южную Европу с Египтом, Саудовской Аравией, Джибути, ОАЭ и Индией;
  • AAE-1 — соединяет Восточную Азию с Европой через Египет; связывает Китай с Западом через Пакистан, Катар и другие страны;
  • Seacom — соединяет Европу, Африку, Индию и ЮАР;
  • TGN-EA — соединяет Африку и Индию. 

Когда починят кабели в Красном море

По оценкам Globes, ремонт кабелей затянется как минимум на 2 месяца. Работы осложняются из-за постоянных атак хуситов и военной операции США. 

Как авария в Красном море отразится на работе интернета в России

Российским пользователям не о чем беспокоиться, уверены эксперты. Через территорию страны проложен надежный сухопутный интернет-маршрут. Его обслуживают «Ростелеком», «ТрансТелеком», а также ряд российских и китайских операторов связи. 

Что касается работы интернета в Европе и Азии, то на качество связи авария, скорее всего, тоже не повлияет. Однако если разорвать все системы передачи информации разом, ущерб мировой экономике, по прогнозам, может достичь $10 трлн. 

Самое ценное, что идет по кабелю в Красном море, — платежная информация от одних банков в другие, в том числе по системе SWIFT. Если на какое-то время часть платежей остановить, это создаст массу проблем. Россию от SWIFT в рамках санкций давно отключили, обмен информацией с основными торговыми партнерами у нас идет по другим каналам, так что нашу страну проблема если и затронет, то незначительно. 

Павел Селезнев декан факультета международных экономических отношений Финуниверситета при Правительстве РФ

Как устроена интернет-связь под водой 

На сегодняшний день океаны и моря буквально опутаны информационной сетью: в мире эксплуатируется более 550 подводных интернет-кабелей, а их общая протяженность превышает 1,3 млн км. 

Один из самых коротких — длиной около 130 км — проложен между Ирландией и Великобританией. Самый длинный тянется из Юго-Восточной Азии до США через Тихий океан — на 20 тыс. км. 

Не по спутникам, а именно по подводным кабелям передается 95% всего мирового трафика. Интернет-линии позволяют передавать большие массивы данных буквально за секунды. Ближе к берегу они закапываются под океанское или морское дно, а на основном пути лежат на его поверхности. Любое повреждение может вызвать локальный, а в отдельных случаях и глобальный сбой. 

Какие отрасли страдают из-за атак хуситов 

В декабре 2023 года на фоне обострения конфликта Израиля и Палестины йеменские хуситы объявили о поддержке ХАМАС и стали нападать на «связанные с Израилем» торговые суда в Красном море. Американские и британские ВС начали наносить удары по позициям повстанцев, которые, в свою очередь, включили корабли США и Великобритании в список своих основных целей. Из-за осложнения ситуации в Красном море многие перевозчики отказались от транзита через Суэцкий канал. В результате уже к январю 2024-го поток судов в регионе сократился на 30% по сравнению с началом 2023-го. 

Это, в свою очередь, привело к сильному росту цен на морские перевозки во всем мире: к примеру, стоимость доставки одного контейнера из Китая в Европу (или в обратном направлении) в январе 2024 года выросла с $2 тыс. до $6 тыс. Из-за изменения маршрутов увеличиваются и сроки доставки — в среднем в 2 раза. 

Мы уже видим негативные последствия в Европе, где прекращают работу склады из-за прерывания логистических цепочек. Пострадавшими компаниями сейчас являются Tesla, Volvo, также могут пострадать Adidas, Nike и предприятия высоких технологий.

Павел Иванкинпрезидент Национального исследовательского центра (НИЦ) перевозок и инфраструктуры

Эксперты уверены, что если напряженность в ближневосточном регионе сохранится надолго, то миру понадобятся новые международные маршруты. Одним из таких может стать Северный морской путь, соединяющий Европу и Азию через Арктику. Пока из-за климатических особенностей им пользуются не так активно: в 2022-м там прошло около 1,7 тыс. судов (против 23 тыс. в Суэцком канале). Однако в отрасли не исключают, что этот трафик будет расти. 

Фото обложки: ABACA / TASS