Еврокомиссия оштрафовала крупнейших автопроизводителей из ЕС на общую сумму €875 млн за нарушение правил конкуренции и картельный сговор, касающийся очистки выбросов дизельных автомобилей.
- ЕК наказала BMW и группу Volkswagen (бренды Volkswagen, Audi и Porsche).
- Daimler (производитель автомобилей Mercedes) избежал штрафа, потому что донес на своих конкурентов. Если бы представители компании не рассказали Еврокомиссии о существовавшем между автопроизводителями картельном сговоре, то она заплатила бы €727 млн в качестве наказания.
- Группа Volkswagen заплатит €502,4 млн, а BMW — €372,8 млн.
С чем связаны претензии к автопроизводителям
- Впервые о «мочевинном» скандале рассказал журнал Spiegel в 2017 году. Его авторы утверждали, что сговор действовал в течение 10 лет.
- Автомобильные компании согласовали единые размеры баков для раствора мочевины (AdBlue), которая нейтрализует оксиды азота в выхлопных газах дизелей. Таким образом, они фактически договорились не улучшать параметры очистки газов больше того, что требовали от них стандарты ЕС. В Еврокомиссии считают, что технически это было бы вполне достижимо. Однако своим решением установить единые параметры автоконцерны фактически ограничили конкуренцию.
- В первых версиях обвинения фигурировал также договор автогигантов об отказе от использования сажевых фильтров, однако из окончательного вердикта этот пункт исключили.
Реакция компаний
- Volkswagen сотрудничал с Еврокомиссией при расследовании сговора и получил скидку в 45% на штраф. Однако автоконцерн не исключает подачи апелляции на решение Еврокомиссии.
- BMW изначально отказывался признать вину, но в итоге решил выплатить всю сумму штрафа.
Как автопроизводители подорвали веру европейцев в экологичность двигателей на дизельном топливе
«Мочевинный» скандал стал далеко не первой историей, связанной с претензиями к производителям дизельных автомобилей.
- Крупнейшим скандалом остается «дизельгейт» — афера автоконцерна Volkswagen, раскрывшаяся в 2015 году. Тогда выяснилось, что более 11 млн дизельных автомобилей по всему миру были оснащены программным обеспечением, которое в десятки раз занижало показатели количества вредных газов, выделяемых двигателем внутреннего сгорания. Этот скандал привел к тому, что компании пришлось выплачивать автовладельцам и акционерам компенсации, размер которых исчислялся миллиардами долларов. В самом автоконцерне произошли кадровые перестановки, цена акций компании значительно упала, а правительства ряда стран ускорили реализацию своих планов по введению полного запрета на продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
- В 2021 году у властей ряда стран вновь возникли претензии к автопроизводителям. Обыски прошли на заводах, в офисах и даже в квартирах сотрудников Audi в нескольких городах Германии. Следователи провели обыски на заводе Renault во Франции. Все это было связано с последствиями «дизельгейта». В Германии правоохранительные органы ищут причастных к установке программного обеспечения, занижающего показатели уровня вредных выхлопов, на 80 тыс. автомобилей VW, Audi и Porsche с дизельными моторами объемом свыше 3 литров, которые были проданы в США в период с 2009 по 2015 год. Во Франции обыски были связаны с претензией агентства по защите прав потребителей. В своем отчете организация сообщила, что Renault на протяжении более чем 20 лет использовала технологии, позволяющие обходить тесты по оценке объема вредных выбросов.