Что произошло
Китайский ритейлер Miniso извинился за то, что выдавал себя за японский бренд.
Досье
Компания занимается продажей дешевых аналогов товаров таких японских брендов, как Muji и Daiso. В 2018 году Miniso заработала $2,5 млрд.
Контекст
Западные СМИ отмечают, что в КНР растут антияпонские настроения. По их данным, 52,9% китайцев испытывают неприязнь по отношению ко всему, что связано со Страной восходящего солнца.
Мировая практика
Во многих странах есть бренды, которые выдают свои товары за заграничные. К примеру, российские компании Bork, Vinzer и Vitesse ранее «маскировались» под европейских производителей.
Что произошло
Китайская компания Miniso, занимающаяся продажей товаров для дома и электроники, извинилась за то, что позиционировала себя как японский бренд. Об этом пишет The Guardian.
- Компания подверглась критике со стороны китайских пользователей и СМИ в июле 2022 года, когда испанский филиал Miniso опубликовал в соцсетях фотографии игрушек Disney Princess. Куклы были одеты в традиционную китайскую одежду, однако фирма написала, что на фото представлены японские куклы-гейши. Пользователи заявили, что такие ошибки «недопустимы».
- Они добавили, что красно-белый логотип Miniso очень напоминает лого японского бренда повседневной одежды Uniqlo. По мнению критиков, китайский продавец таким образом отрицает свои корни.
Фото: Zuma / TASS Фото: Zuma / TASS
- На фоне скандала стоимость акций Miniso упала более чем на 37%.
- В ответ на критику компания заявила, что допустила «серьезные ошибки» и намерена «деяпонизироваться» к марту следующего года, а также «наказать руководителей», из-за действий которых возник скандал.
Miniso — китайская компания от начала и до конца, и она хочет быть честным китайским брендом. Спасибо средствам массовой информации и общественности за их бдительность и поддержку.
Miniso
Досье
- Miniso была основана в 2013 году китайским предпринимателем И Гуофу и японским дизайнером Мияке Дзюнья.
- Vice утверждает, что бренд занимается продажей дешевых подделок товаров таких японских фирм, как Muji и Daiso. В 2018 году компания получила прибыль в размере $2,5 млрд.
- На декабрь 2021 года по всему миру насчитывалось более 5 тыс. магазинов Miniso.
- В то же время ритейлер был вовлечен как минимум в 68 судебных разбирательств, в большинстве случаев связанных с нарушением авторских прав. К примеру, в 2016 году компания использовала имена нескольких известных скандинавских дизайнеров для продвижения товаров на своем веб-сайте без их согласия.
Контекст
Западные СМИ отмечают, что в КНР растут антияпонские настроения.
- К примеру, в августе в стране разразился скандал: полицейский задержал китаянку, одетую в японское кимоно, заявив, что она «провоцирует неприятности». Женщина объяснила, что
косплеит известного персонажа. Однако полицейский отвез китаянку в участок, где у нее конфисковали кимоно и допрашивали на протяжении 5 часов. - Журналисты также ссылаются на данные японско-китайских исследований, согласно которым 52,9% жителей КНР признались, что испытывают неприязнь по отношению к Стране восходящего солнца. По мнению специалистов, такое негативное отношение связано с «историческими обидами и нынешними геополитическими разногласиями» между двумя странами.
- Так, одним из предметов споров остаются события 13 декабря 1937 года, когда японские войска вторглись в китайский город Нанкин. В результате, по версии властей КНР, погибли 300 тыс. местных жителей. Однако власти Японии и некоторые историки считают, что трагедия преувеличена, а данные о жертвах и преступлениях вторгшихся военных сфабрикованы в целях пропаганды.
- Еще одна «больная» тема для двух стран — тайваньский вопрос. Он возник в 1949 году, когда китайская партия Гоминьдан, потерпевшая поражение в гражданской войне, обосновалась на острове, назвав его Китайской Республикой на Тайване. В результате возникла путаница в отношении официального статуса острова. Пекин рассматривает его как отколовшуюся провинцию, которую он обещает в случае необходимости вернуть силой. Однако нынешние власти Тайваня не согласны с такой точкой зрения и поддерживают курс на независимость. В свою очередь, Япония подчеркивают, что ее стабильность напрямую зависит от безопасности острова и выражает озабоченность «угрожающими» действиями Китая, которые «могут привести к эскалации конфликта». В КНР считают, что японские власти не имеют права вмешиваться во внутренние дела страны.
Мировая практика
Во многих странах есть бренды, которые выдают свои товары за заграничные.
- В 2009 году ФАС начала расследование в отношении российских компаний Bork, Vinzer и Vitesse, которые позиционировали себя как европейские производители бытовой техники. Но выяснилось, что фирмы были лишь номинально зарегистрированы в Европе, а основную часть продукции изготавливали в Китае, о чем не информировали потребителя. Суд подтвердил нарушение, и Vinzer и Vitesse перестали говорить о своем якобы швейцарском и французском происхождении, заплатив штраф в размере 100 тыс. рублей. В свою очередь, Bork, который постоянно «хвастался» своими «немецкими» корнями, подал апелляцию. Результаты расследования показали, что компания производит в Германии лишь незначительную часть позиций, хотя надпись Bork. Germany присутствует на всей продукции. «Это не ложь в чистом виде, это «где-то что-то недоговорили, где-то что-то переговорили в свою пользу»,— отменили в ФАС. В конечном итоге Bork согласился признавать китайское происхождение своих товаров.
- Тем временем зарубежные водочные бренды часто позиционируют себя как российских производителей. Так, в начале 1970-х в отчете Главспирта СССР говорилось, что только в Канаде среди 30 брендов водки 20 продавались под русскими названиями, хотя не имели к стране никакого отношения. Сегодня старый прием повторяет американский бренд Real Russian Vodka, который, помимо русского названия, размещает на этикетке двуглавого орла и Георгия Победоносца.
- В Китае под брендом Slava Sozvezdie производятся часы, которые напоминают дизайном знаменитые часы «Слава», выпускающиеся Вторым московским часовым заводом. «Эти часы нельзя однозначно назвать подделками, потому что они несут видоизмененное название марки и внешне отличаются от любых наших моделей», — говорится в сообщении российского производителя. Из-за сходства в названиях марок Slava Sozvezdie нельзя продавать в России.