Китайская сеть кофеен Luckin Coffee выплатит $180 млн в качестве штрафа для урегулирования обвинений в мошенничестве за «умышленное и существенное» завышение выручки компании в документах за 2019 год. Об этом сообщает телеканал CNBC.
- В апреле 2020 года Luckin Coffee сообщила, что ее главный операционный директор Цзянь Лю подделал документы об объеме продаж сети кофеен за 2019 год на $310 млн.
- После заявления компания начала внутреннее расследование инцидента.
- Расследование также начали китайская Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг и Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC).
- 8 апреля фондовый рынок США прекратил торги по всем акциям Luckin из-за инициирования расследования мошенничества.
- В середине апреля 2020 года американский инвестиционный банк Goldman Sachs объявил, что конфискует и продаст акции Luckin, принадлежащие председателю компании Лу Чжэнъяо и находящиеся в залоге у банка, после того, как компания объявила дефолт по своему кредиту перед банком в размере $518 млн.
Ход дела
Luckin Coffee выступила с заявлением о выявленных махинациях после того, как аналитики из инвестиционной компании Muddy Waters Research провели независимую экспертизу.
- Группа экспертов проверила множество чеков посетителей кофеен Luckin Coffee. Аналитики также просмотрели тысячи часов материалов с видеокамер, установленных в разных кофейнях сети.
- Оказалось, что Luckin Coffee на 69% завысила число проданных товаров в третьем квартале 2019 года. В четвертом квартале этого же года компания завысила выручку на 88%.
- Отчет компании Muddy Waters Research находится в открытом доступе.
- В SEC подтвердили, что китайская сеть кофеен специально завысила свои отчетные доходы и намеренно «занизила чистые убытки» в открытом финансовом отчете за 2019 год.
- Luckin Coffee согласилась заплатить штраф в размере $180 млн. Хотя публично сеть кофеен не признала обвинения, но и не опровергла их.
Новый главный исполнительный директор сети Джиньи Го заявил, что соглашения с Комиссией по ценным бумагам и биржам «позволяют компании продолжать реализацию своей бизнес-стратегии».
Сеть кофеен Luckin Coffee
Китайская кофейная компания и одноименная сеть кофеен Luckin Coffee были созданы в 2017 году. В январе 2018 года были открыты первые точки в Пекине и Шанхае.
- Отличительной чертой сети является обслуживание клиентов с помощью мобильного приложения, в котором они могут сделать заказ и произвести оплату. Также посетитель может наблюдать за приготовлением своего заказа в реальном времени.
- После открытия сеть начала активно привлекать инвестиции, к июлю 2018 года их сумма составила $200 млн.
- В октябре 2018 года компания уже открыла 1300 точек, обогнав по количеству кофейни Costa Coffee в Китае, а также став в стране вторым по величине брендом в своем сегменте после Starbucks.
- В январе 2019 года компания в проспекте IPO (первая публичная продажа акций акционерного общества) объявила, что намерена обогнать Starbucks, открыв еще 2500 новых магазинов. После этого, также в 2019 году, Luckin Coffee провела публичное размещение на бирже Nasdaq.
- В конце 2019 года компания имела сеть из 3680 точек.
- В начале 2020 года компания сообщила, что открыла уже 4507 магазинов и стала самой крупной сетью кофеен в Китае.
Стартапы, обманувшие инвесторов
Инвесторы стартапов вкладывают деньги в идею, ожидая, что через некоторые время она станет успешной. Но не всегда идея бывает настолько успешной, насколько ее представили инвестору, а иногда ее авторы преследуют собственные цели — закрывая личные потребности чужими деньгами. Вот несколько примеров.
В 2003 году основатели американского медицинского стартапа Theranos заверили инвесторов, что разработали технологию, с помощью которой врачи могут проводить мгновенный анализ крови пациентов с минимальным количеством крови — от 100 до 1000 раз меньшем, чем при обычном анализе.
- Общее финансирование составило $1,1 млрд. Позже оказалось, что в технологии много ошибок, а стартап параллельно проводил анализы стандартными методами, чтобы компенсировать погрешности.
- В сентябре 2018 года Theranos объявил инвесторам о закрытии.
- Операционному директору компании Санни Балвани грозят штрафы в размере $2 млн и тюремное заключение на срок до 20 лет.
В 2014 году Маркус и Митч Уэллеры анонсировали разработку AR-шлемов (шлемы с дополнительной реальностью) Skully в Кремниевой долине США. Предполагалось, что новые шлемы будут информировать мотоциклистов о дорожной ситуации, погоде и объектах в «слепой зоне».
- Братья собрали $2,4 млн на сайте финансирования проектов IndieGoGo, однако все время откладывали дату запуска проекта.
- Бывшая сотрудница Skully подала на Уэллеров в суд, заявив, что все деньги они потратили на собственные нужды. Позже она отказалась от своих обвинений, но шлемы компанией так и не были выпущены.
В 2016 году американского производителя продуктов питания для веганов Hampton Creek обвинили в мошенничестве относительно информации о продажах товара: стартап организовал группу независимых подрядчиков, которые тайно скупали продукты Hampton Creek в супермаркетах по всей территории США.
- Чтобы создать видимость ажиотажного спроса и сделать популярнее бренд, Hampton Creek организовал массовую закупку безлактозного майонеза Just Mayo. Перед тем как привлечь инвестиции на сумму $90 млн, компания поручила подрядчикам скупить сотни банок майонеза.
- Генеральный директор компании Джош Тетрик утверждал, что это было сделано для того, чтобы проверить качество майонеза.
- С 2017 года стартап сменил название на Just и также продолжил продавать веганскую продукцию в США.