Культурный кодДеталиЗрелища и хлеб

«Кинопоиск» стал лидером среди российских онлайн-кинотеатров. Почему «Иви» сдает позиции и что увидят зрители в этом году

По итогам 2022-го суммарное время смотрения на онлайн-кинотеатрах выросло на 60%.

В цифрах

«Иви» впервые лишился позиции лидера: в 2022-м крупнейшим игроком рынка онлайн-кинотеатров в России стал «Кинопоиск» — доходы платформы выросли на 78%.

Детали

Рынок онлайн-кинотеатров вырос на 17% — по сравнению с 2021-м темпы роста уменьшились в 4 раза. Негативно на динамику влияют отсутствие киноновинок от мейджоров и рост пиратства.

Перспектива

В 2023 году рынок онлайн-кинотеатров, как ожидается, вырастет на 18–20% за счет наращивания производства оригинального российского контента и новых проектов из Турции и Азии.

Тенденция

В условиях отсутствия релизов от крупных зарубежных кинокомпаний зрители переключились на оригинальные российские сериалы. Аналитики ожидают, что эта тенденция сохранится и в 2023-м. 

В цифрах

  • В 2022 году суммарное время смотрения на российских онлайн-кинотеатрах выросло на 60% по сравнению с 2021-м. Наибольший рост — в 4 раза — по этому показателю продемонстрировал сервис Kion, наименьший (22%) — Premier. 
  • У видеосервиса Wink рост времени смотрения составил 67%, у Start — 58%, у Okko — 39%, у «Иви» — 31%.
  • Многосерийные проекты увеличивают показатель времени смотрения на видеосервисах. Например, премьеры таких сериалов, как «Дом дракона», а также продолжение «Эйфории» и «Белого лотоса» ожидаемо привлекли большое число зрителей, сообщили в Amediateka. 
  • Крупнейшими игроками по итогам 2022 года стали «Кинопоиск», «Иви» и Wink. Доходы «Кинопоиска» выросли на 78%. Это самый высокий показатель на рынке, следует из данных исследовательской компании «ТМТ консалтинг». 
  • «Кинопоиск» также стал лидером по числу пользователей: количество тех, кто смотрел видеоконтент на платформе, выросло до 8,4 млн. Таким образом, онлайн-кинотеатр с рыночной долей по выручке в 23% потеснил с первого места «Иви», доля которого составила 18%, отмечают «Ведомости».
  • Впервые в топ-3 видеосервисов вошел Wink (11% рынка), а Okko (10% рынка), занимавший ранее третью строчку, сместился на четвертую позицию. 

Детали

Рост рынка онлайн-кинотеатров в прошлом году в денежном выражении составил лишь 17%, или 67,8 млрд рублей. Для сравнения: в 2021-м темпы роста были в 4 раза выше, а вот выручка — ниже (57,8 млрд рублей). 

  • Аналитики «ТМТ консалтинг» отмечают, что снижение темпов роста рынка в 2022-м вызвано уходом зарубежных видеосервисов — американского Netflix и украинского Megogo. По итогам 2021-го они занимали 5-е и 6-е места на рынке соответственно. 
  • Кроме того, негативное влияние на рынок оказало сокращение объема зарубежного контента, в частности отсутствие киноновинок от Universal Pictures, The Walt Disney Company, Sony Pictures Entertainment, Warner Bros., которые приостановили работу в РФ и решили не продлевать лицензии на показ своих фильмов. Например, в случае Wink контент, который изъяли западные правообладатели, занимал в совокупности около 10%. 
  • При этом «запрос на просмотр громкого релиза никуда не делся, а это значит, что зрители идут искать эти проекты у пиратов и там же находят отечественные новинки», отмечает исполнительный директор онлайн-кинотеатра Start Юлия Миндубаева. 
  • Высокий уровень пиратства фактором, негативно влияющим на темпы роста онлайн-кинотеатров, считают и аналитики «ТМТ Консалтинг». Только в период с 1 по 10 февраля 2023-го в русскоязычном сегменте интернета число зарегистрированных доменов по тематике фильмов и сериалов увеличилось на 64% по сравнению с тем же периодом в январе. 

Перспектива

  • По прогнозам «ТМТ Консалтинг», в 2023 году рынок онлайн-кинотеатров вырастет на 18–20% и превысит 80 млрд рублей. В TelecomDaily оценивают потенциальный рост в 10–12% — до 70 млрд рублей. 
  • Прогнозы видеосервиса Wink более оптимистичны: там считают, что рынок в 2023-м увеличится примерно в 2 раза.
  • Кроме того, контент, поставляемый мейджорами, не во всех группах аудитории является наиболее востребованным: есть запрос и на нишевый контент — например, на турецкие и азиатские сериалы, отмечает гендиректор «МТС Медиа» (управляет видеосервисом Kion). Например, турецкий сериал «Постучись в мою дверь» входит в топ-10 по популярности практически на всех российских стримингах. 

Тенденция

  • В 2022 году топ-10 по просмотрам всех крупных видеосервисов преимущественно состоял из сериалов, пишут «Ведомости». 
  • Видеосервисы наращивают производство оригинального контента, лидеры этого направления — Start, Kion и «Кинопоиск», их собственные проекты превалируют в топ-10 по просмотрам и регулярно занимают первые строчки. Например, в 2022 году это были «Монастырь» у «Кинопоиска», «И снова здравствуйте!» у «Иви», «The Телки» у Wink и More.tv, «Два холма» у Start и «Жизнь по вызову» у Kion. 
  • В TelecomDaily уверены, что производство оригинального контента позитивно скажется на рынке и в 2023 году. Число новых релизов «может вырасти на 30%, примерно до 120 единиц». 13 апреля на Start выйдет новый сериал «Жить жизнь» — триллер о девушке, которая, пережив трагическую смерть мужа, снова влюбляется и становится жертвой профессионального манипулятора. А Okko планирует выпустить восьмисерийную драму «Сансара» про кредитного менеджера, время в жизни которого начинает течь в обратном направлении. 

Фото обложки: Freepik; «Кинопоиск»