Что происходит
Bloomberg отмечает рост числа кибератак на морские торговые суда и порты. Хакеры могут завладеть информацией о местонахождении грузов.
Что делать
Крупнейшие представители отрасли оснащают суда современными системами безопасности и используют удаленные датчики.
Что говорят
Защитить суда от кибератак все еще довольно сложно, особенно когда речь идет о старых контейнеровозах.
Тенденция
За последние годы было зафиксировано несколько крупных кибератак, в том числе с использованием вируса-вымогателя NotPetya.
Что происходит
Отрасль морских перевозок остается основой мировой торговли, но когда дело доходит до киберуязвимости, именно ее широкий охват становится ахиллесовой пятой, говорится в статье Bloomberg.
- С каждым годом количество взломов бортовых систем морских судов растет. Эти кибератаки могут нанести огромный экономический ущерб, особенно сейчас, когда цепочки поставок уже нарушены из-за пандемии и ситуации на Украине, отмечают эксперты.
- Атакам подвергаются также компании, работающие в портах. Для того чтобы ограничить распространение вредоносного ПО, им приходится отключать свои центры обработки данных и останавливать работу, что ведет к огромным убыткам.
Система управления судами все больше компьютеризируется. Так как вирусы распространяются от одного компьютера к другому, они потенциально угрожают всем подключенным к Сети устройствам на борту.
- Хакеры могут получить доступ, например, к системе энергоснабжения или навигации, станциям спутниковой связи. Взломав системы в порту, они также получают информацию о местонахождении конкретных грузов.
Что делать
Судоходные компании в последние года начинают вкладывать средства в модернизированные технологии доставки грузов.
- Крупнейший представитель отрасли в Германии Hapag-Lloyd AG объявил, что станет первым перевозчиком, который оборудует все свои суда устройствами слежения в режиме реального времени.
- Большинство крупных контейнерных линий используют удаленные датчики для таких функций, как мониторинг производительности двигателя, обслуживание систем охлаждения или открытие клапана насоса.
- Электронные карты и планы маршрутов для предотвращения столкновений можно обновлять на берегу и передавать удаленно.
Что говорят
Судоходство сталкивается с теми же киберрисками, что и представители других отраслей. Однако ставки в данном случае намного выше, учитывая, что почти 80% мировой торговли осуществляется по морю, считает помощник коменданта береговой охраны США контр-адмирал Уэйн Аргин.
- Хотя многие компании сегодня уделяют особое внимание обеспечению безопасности, но сделать это непросто, отмечает бывший директор по информационной безопасности перевозчика AP Moller-Maersk A/S Энди Джонс.
Даже на современных кораблях есть лоскутное одеяло из систем от разных производителей, которые с разной степенью ответственности подходят к решению проблем кибербезопасности. Некоторые операторы отнеслись к этому серьезно, но с учетом значительного флота и судов, которым, вероятно, более 30 лет, это очень сложная задача.
Энди Джонс
- Хотя распространение цифровых технологий создает все больше целей для атак, случаи взлома систем управления редки, а сделать это технически достаточно сложно, заявил специалист по морской безопасности компании Bimco Джейкоб Ларсен. «Но теоретически это может произойти, и мы, конечно, должны постоянно обновлять нашу защиту и обращать внимание на новые угрозы», — добавил он.
Тенденция
За последние годы несколько транспортных компаний сталкивались с хакерскими атаками. Вот наиболее резонансные случаи:
- В 2013 году преступники взломали системы в порту Антверпена, чтобы переправить партию наркотиков. Они изменили местонахождение и время доставки контейнеров, чтобы их водители успели забрать товар раньше, чем контейнеры получит законный перевозчик.
- В 2017 году датская компания Maersk была атакована с помощью вируса-вымогателя NotPetya. Это привело к полной остановке всей компьютерной системы подразделения APM Terminals, которое управляет терминалами в 76 портах в 59 странах. Ущерб оценили примерно в $300 млн.
- В начале февраля 2022 года хакеры атаковали несколько европейских портов. Кибератака затронула, в частности, нефтеналивные терминалы, блокировав часть поставок энергоносителей в Европу.