Что произошло на борту Singapore Airlines
Boeing 777-300 авиакомпании Singapore Airlines следовал из Лондона в Сингапур. Лайнер попал в зону сильной турбулентности, когда до конца полета оставалось 2 часа и бортпроводники начали разносить завтрак. По рассказам очевидцев, борт сначала подбросило вверх, а затем затрясло: самолет начал крениться и резко терять высоту. Многие пассажиры в этот момент не были пристегнуты.
Меня резко подбросило к потолку. Некоторые ударились о багажные полки с такой силой, что буквально пробили головами отделения с кислородными масками!
Дзафран Амирпассажир рейса
Пилоты запросили срочную посадку в Бангкоке, лайнер встречали десятки карет скорой помощи.
На борту находились 211 пассажиров и 18 членов экипажа. 70 из них понадобилась медпомощь.
Во время перелета погиб 73-летний гражданин Великобритании. По данным СМИ, у него случился сердечный приступ. Еще один пассажир скончался позже, в клинике.
Причиной инцидента, вероятно, стала «турбулентность ясного неба», считают авиаэксперты. В отличие от других видов болтанки, она происходит в абсолютно безоблачном пространстве и ее невозможно обнаружить ни с помощью наземного и бортового оборудования, ни при помощи спутников.
Официальные причины произошедшего установит следствие — власти Сингапура пообещали провести тщательное расследование инцидента.
Из-за чего и как часто возникает турбулентность
Турбулентность возникает из-за столкновения воздушных потоков, которые движутся с разными скоростями и в разных направлениях. Например, она может возникнуть при попадании самолета в грозовое облако. Специальное оборудование на борту позволяет пилотам обнаруживать такие участки на маршруте и облетать их. Лайнер также может начать трясти при пересечении с воздушными потоками от других самолетов. Такое часто происходит недалеко от аэропортов.
По данным британских ученых, за последние 40 лет число турбулентных зон и интенсивность этого явления увеличились на 55%: современные авиалайнеры каждый год проводят в сильной болтанке примерно по 27 часов (а не 18, как раньше). Средние и легкие уровни турбулентности усилились на 37% и 17% соответственно.
По мнению исследователей, всему виной — изменение климата: горячий воздух, поднимаясь вверх, встречается с более холодными потоками, создавая турбулентность даже в условиях ясного неба. Раньше подобные явления в атмосфере наблюдались гораздо реже, отмечают ученые.
Могут ли пилоты избежать турбулентности
В некоторых случаях да: например, если бортовые приборы заранее определяют потенциальную зону турбулентности, пилоты могут скорректировать высоту или маршрут полета, чтобы облететь ее. Однако ни один прибор не может показать точное место, в котором лайнер столкнется с болтанкой. Поэтому гарантированно избежать турбулентности в полете невозможно: она может возникать внезапно, вопреки показателям бортового оборудования и прогнозам погоды.
На каких местах в самолете меньше всего трясет
- Сиденья, расположенные ближе к крыльям, — наиболее устойчивая часть самолета, поскольку они находятся близко к центру тяжести лайнера, поэтому колебания во время турбулентности там могут быть менее ощутимыми, отмечают эксперты. Но разница будет незначительной или вовсе незаметной.
- По словам специалистов, в передней части салона пассажиры обычно испытывают меньше дискомфорта от турбулентности, чем те, кто сидит сзади.
Как себя вести во время болтанки
- Главное правило — быть пристегнутыми, и не только на время возможной болтанки, но и на протяжении всего полета;
- убрать с откидного столика все предметы;
- слушать экипаж и внимательно следовать инструкциям бортпроводников и пилотов;
- не паниковать: турбулентность — это нормальное явление, и современные самолеты спроектированы так, чтобы выдерживать его.
Какие еще самолеты попадали в зону сильной турбулентности
- В мае 2017 года самолет «Аэрофлота», следовавший из Москвы, оказался в воздушной яме — прямо перед посадкой в Бангкоке. Лайнер подбросило вверх, часть непристегнутых пассажиров отбросило в проход. Всего пострадали 27 человек. В авиакомпании объяснили, что не могли заранее предупредить пассажиров, потому что самолет попал в «турбулентность ясного неба».
- В декабре 2022 года по той же причине во время полета на Гавайи пострадали более 30 человек. Самолет авиакомпании Hawaiian Airlines летел из Финикса (штат Аризона) в Гонолулу.
- В марте 2023 года 10 человек получили травмы из-за сильной турбулентности во время полета из столицы Анголы Луанды в Лиссабон. Инцидент произошел на рейсе авиакомпании TAAG Angola Airlines.
Фото обложки: Rungroj Yongrit / EPA / TASS