Мир в огнеДетали

Как проходит второй саммит «Китай – Центральная Азия»

В столице Казахстана проходит второй саммит «Китай – Центральная Азия», и уже можно зафиксировать новые направления взаимодействия между Пекином и странами региона. Визит председателя КНР Си Цзиньпина и формат переговоров в очередной раз подчеркивают возросшую роль Центральной Азии в реализации долгосрочных стратегических интересов Китая — как в экономике, так и во внешней политике.

О чем договорились Китай и страны Центральной Азии на саммите в Астане

Второй саммит «Китай — Центральная Азия» проходит с участием лидеров Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Китая. Си Цзиньпин прилетел в Астану по приглашению главы государства Касым-Жомарта Токаева. На первом саммите, который прошел в китайском Сиане в 2023 году, участники определили основы будущего сотрудничества в новом формате. Прошедшие встречи отражают намерение стран обеспечить стабильность, устойчивое развитие и модернизацию региона при поддержке Китая.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и председатель КНР Си Цзиньпин в Астане
Председатель КНР Си Цзиньпин и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в Астане
Фото: Xinhua / ABACA / TASS

В результате продолжающихся встреч лидеров стран Центральной Азии в рамках саммита были достигнуты конкретные соглашения практически по всем ключевым направлениям взаимодействия между Пекином и региональными столицами. Ключевыми документами стали Астанинская декларация и Договор о вечной дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

Транспортная и энергетическая инфраструктура

  • Подтверждено ускорение строительства стратегической железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. В июле 2025 года ожидается фактическое начало работ. Этот проект позволит создать новый транзитный маршрут из Китая через Центральную Азию в Европу (через «Средний коридор», минуя Россию).
  • Подписаны соглашения по модернизации и расширению пропускной способности приграничных грузовых терминалов (так называемых «сухих» портов, включая Khorgos в Казахстане), запуску новых логистических хабов и созданию новых таможенных процедур.

Торговля и инвестиции

  • Объем годового товарооборота Китая со странами Центральной Азии к концу 2024 года составил $95 млрд, при этом был заключен ряд новых соглашений на сумму свыше $24 млрд только между КНР и Казахстаном. 
  • С Узбекистаном был подписан двусторонний протокол по вопросам вступления республики во Всемирную торговую организацию (ВТО) при финансово-техническом содействии КНР, а также утвержден круг новых проектов в фармацевтике, цифровых технологиях, строительстве высокотехнологичных зон.

Сырьевая и энергетическая безопасность

Были подтверждены планы об увеличении поставок нефти и урана из Казахстана в Китай. Подтвержден интерес к совместному строительству второй казахстанской АЭС с участием Китайской национальной ядерной корпорации (China National Nuclear Corporation).

  • С Таджикистаном и Туркменистаном намечено увеличение инвестиций в развитие добычи критических минеральных и энергетических ресурсов.
  • Проводится активная работа по развитию сотрудничества в сфере редкоземельных металлов.

Инновации, образование, гуманитарные инициативы

  • Подписаны соглашения и меморандумы о сотрудничестве в области науки, образования, медицины, запуск студенческих и профессиональных программ (экспансия институтов Конфуция, Luban Workshop, открытие нового филиала Пекинского языкового университета в Казахстане и другое).
  • Обсуждаются усилия по повышению мобильности студентов, обмену опытом в сферах высоких и «зеленых» технологий, медицины, науки. Достигнута договоренность о расширении культурных обменов — проведение «Дня китайской культуры» в Таджикистане.

Региональная безопасность и многосторонние форматы

  • Закреплено взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества и других региональных институтов для борьбы с терроризмом, экстремизмом, киберугрозами.
  • Отмечена заинтересованность в поддержании стабильности и предсказуемости в регионе, а также в координации внешнеполитических позиций по вопросам глобального управления и продвижения принципов многосторонности.

Глобальные задачи Пекина в Центральной Азии

Встреча лидеров в Астане проходит одновременно с саммитом G7, поэтому саммит «Центральная Азия – Китай» практически не освещается в западных СМИ, хотя он явно демонстрирует, что Пекин рассматривает Центральную Азию как одно из главных направлений своей внешней политики.

Визит Си в Астану сигнализирует соседям и соперникам одно: Китай — не просто инвестор, а ключевой системный игрок в Евразии, готовый конкурировать в регионе не только с Россией, но и с ЕС, США, Турцией и другими крупными нерегиональными державами. Пекин не первый год выстраивает свою политику в Центральной Азии исходя из комплекса стратегических, экономических и геополитических задач, которые сводятся к переустройству балансирующей системы региональной безопасности и мировой логистики в условиях нарастающей конфронтации с Западом.

Так, власти Китая стремятся не допустить закрепления военного и экономического влияния США (в частности, сохранения американских военных баз) — как через наращивание инфраструктурных проектов, так и через обеспечение политической лояльности местных элит. 

Экономические санкции, тарифные войны и технологические ограничения, введенные Вашингтоном в отношении Китая, заставляют Пекин искать альтернативные логистические маршруты, отстраивать собственные цепочки поставок вне зоны морских путей, которые сегодня становятся центром военного противостояния.

Что китайская экспансия означает для стран Центральной Азии и России

В долгосрочной перспективе Центральная Азия становится для КНР удобным полигоном для «обкатки» новых форматов глобальной политики, где через сочетание транспортных, промышленных и цифровых проектов формируются альтернативные центры мировой логистики и сбыта в обход США. 

Последствия углубления китайского присутствия в Центральной Азии носят для региона двойственный характер.

С одной стороны, страны получают реальный экономический импульс. Гигантские инфраструктурные вложения, новые транспортные коридоры, запуск современных производств, привлекательные условия кредитования и интеграция в глобальные цепочки поставок Китая позволяют модернизировать целые отрасли, создавать рабочие места. 

Однако за этой витриной кроются долгосрочные вызовы. Возникает опасность зависимости не только экономической, но и технологической: когда вся современная инфраструктура, логистика, финансовые инструменты и даже стандарты начинают встраиваться в китайские платформы, регион все менее устойчив к внешнему политическому вмешательству, а критические решения принимаются исходя из баланса интересов Пекина. В регионе все чаще звучат и опасения по поводу неконтролируемой экспансии Китая.

В целом страны открыто стремятся к диверсификации внешних контактов.

Параллельно с перезагрузкой китайских инвестиционных потоков подписываются соглашения с ЕС, США, Турцией для маневра между крупными центрами силы. В связи с этим нынешняя политика Китая в Азии в целом не представляет глобальной опасности для России. При этом нельзя отрицать, что Россия постепенно утрачивает роль единственного экономического и символического лидера для центральноазиатских республик. Более того, КНР старается не провоцировать раздражения, осторожно предлагает паритетные схемы и иногда «делится пирогом». Например, строительство первой АЭС в Казахстане доверено России, вторую собираются строить китайцы.

В долгосрочной перспективе интеграционные механизмы между Китаем и республиками Центральной Азии только усилятся. Пекин становится главным архитектором регионального экономического пространства, однако окончательного доминирования не происходит — присутствует осознанное стремление стран региона сохранять широкий выбор внешнеполитических векторов и поддерживать устойчивый многоуровневый баланс между интересами России, Китая, Запада и других игроков.

Фото обложки: Xinhua / ABACA / TASS

Копировать ссылкуСкопировано