Культурный кодДетали

Как плюшевая игрушка Лабубу стала новым культурным феноменом среди детей и взрослых

Зубастая, ушастая и нарочито странная Лабубу стала новым фетишем TikTok-аудитории и объектом модных коллекций. Ее распаковывают миллионы пользователей, коллекционируют звезды, а вторичный рынок взвинчивает цены до сотен долларов. Рассказываем, как создавалась плюшевая игрушка и где можно приобрести ее в России.

Что такое Лабубу

Лабубу (или Labubu) — это дизайнерская игрушка, которая внешне напоминает миниатюрного эльфа с большими заостренными ушами, широкими глазами, клыкастой улыбкой и слегка карикатурной внешностью. Она одновременно очаровательная и немного пугающая, что считается воплощением популярной в Азии эстетики ugly-cute.  

Эстетика ugly-cute (в переводе с англ. — «уродливо-милый») — это концепция, в которой милое сочетается со странным. Она предполагает, что красота заключается не в безупречности, а в уникальных особенностях.

Игрушка Лабубу
Фото: Pop Mart

Создатель персонажа Касинг Лунг — гонконгский иллюстратор и художник, живший в Нидерландах. В 2015 он придумал серию иллюстрированных книг The Monsters, где Лабубу стали главными героями вместе с и другими персонажами — Zimomo и Tycoco. При создании Лунг вдохновлялся скандинавскими сказками и мифологией. Примечательно, что в оригинальной истории все Лабубу — девочки. Они живут в таинственном лесу и любят устраивать розыгрыши.

Кто придумал игрушку Лабубу

Впервые Лабубу появилась в виде рисунков и скульптурных работ в книгах Лунга. Характерный внешний вид сразу выделил ее среди других коллекционных игрушек, что привлекло внимание крупнейшего производителя дизайнерских коллекционных фигурок — Pop Mart, базирующегося в Китае. 

Так, в 2019 году Касинг Лунг начал сотрудничество с китайской компанией Pop Mart. Она помогла воплотить его рисунки в виде виниловых и плюшевых игрушек и запустила массовое производство мягких фигурок Лабубу. Именно Pop Mart придумал новую концепцию выпуска Лабубу — «слепые коробки», которая стала главной фишкой бренда. Покупатель приобретает закрытую коробку, не зная, какой именно персонаж находится внутри. В дальнейшем компания масштабировала производство и расширила географию поставок.

Создатель персонажа Labubu Касинг Лунг
Фото: Belowground.HK

К 2024 году Лабубу уверенно вышла за пределы Азии, получив признание в Европе, США и России. Она стала популярной не только среди фанатов игрушек, но и у дизайнеров, модных блогеров и digital-креаторов. Игрушка начала использоваться как реквизит для фотосессий, декор для брендовых сумок, а позже — как часть субкультуры ugly-cute. 

Форматы и разновидности игрушки Лабубу

Лабубу существуют в нескольких форматах. Каждая серия создается с уникальной концепцией, будь то путешествия, праздники, профессии или фантазийные образы. 

  • Blind boxes («слепые коробки»). Это основная форма продаж. Такой формат превращает покупку в азартную игру, пробуждая желание собрать всю коллекцию. Серии обычно включают от 6 до 12 фигурок, из которых одна — редкая. Можно купить как одну игрушку, так и целую коллекцию сразу.
  • Брелоки. Миниатюрные Лабубу также представлены в виде брелоков. Впервые коллекция была запущена в 2023 году. Игрушки размером 8 на 17 см с подвижными конечностями можно повесить на сумку, прикрепить карабином к джинсам или использовать в интерьере.
  • Гигантские Лабубу. Версия игрушки, выполненная с невероятной детализацией. Они также продаются в «слепом формате» и ограничены по тиражу. Некоторые экземпляры — уникальные, например коллаборации с Coca Cola или японскими брендами, которые стоят тысячи долларов на вторичном рынке. 

Как игрушки Labubu набирают популярность в мире

Популярность продукции компании Pop Mart продолжает стремительно расти по всему миру, что привело к значительному увеличению состояния ее главного директора Вана Нина. За один день его капитал вырос на $1,6 млрд, достигнув $16,6 млрд. Благодаря успешным продажам линеек CRYBABY и Labubu, акции Pop Mart с начала года выросли более чем в 2 раза, а сам Нин стал 133-м в списке самых богатых людей мира по версии Forbes.

Игрушки Лабубу взорвали мировой рынок в последние несколько лет, благодаря появлению в социальных сетях популярных мировых знаменитостей. В 2024 году Лиса из K-pop группы BLACKPINK опубликовала фотографии с Лабубу, что сразу привлекло внимание их огромной аудитории и запустило тренд среди молодежи по всему миру. Вскоре к ним присоединились Рианна, Дуа Липа и Ким Кардашьян, которые также стали показывать свою любовь к этим плюшевым игрушкам в соцсетях.

В TikTok насчитывается уже более 1,3 млн видео с хештегом #Labubu, на официальном YouTube-канале игрушки — 280 тыс. подписчиков, при этом некоторые ролики собирают миллионы просмотров.

Большинство фигурок продаются в «слепых коробках», где заранее неизвестно, какой именно персонаж попадется. Этот элемент неожиданности сделал процесс покупки похожим на игру, что особенно хорошо сработало в TikTok: видео с распаковкой быстро начали набирать миллионы просмотров, а редкие находки вызывали ажиотаж среди коллекционеров.

Вирусные видео в TikTok способствовали росту популярности Лабубу в России. Особенно часто игрушку используют как декоративный аксессуар для сумок, что считается одним из главных трендов сезона. Согласно данным «Авито», в 2024 году спрос на «обвесы» для сумок увеличился вдвое по сравнению с 2023 годом.

Где купить Лабубу в России и сколько это стоит

Достать оригинальную Лабубу в России непросто: в основном предложения на маркетплейсах — это реплики. Такие копии можно найти на Ozon, Wildberries и Яндекс Маркете, где их продают в среднем за 2 тыс. рублей. Настоящие коллекционные Лабубу стоят в разы дороже. 

В Азии фигурки стоят около $13–16, но на международных рынках, особенно в США, цена увеличивается из-за таможенных пошлин. Стоимость игрушки в США — от $27 до $289. При этом спрос настолько высок, что официальные партии раскупаются почти мгновенно, а на вторичном рынке отдельные экземпляры могут достигать 12 970 гонконгских долларов ($1686).

Копировать ссылкуСкопировано