Что происходит
Трудовой надзор каталонского правительства намерен оштрафовать испанскую авиакомпанию Vueling на €30 тыс. из-за строгих требований к внешнему виду стюардесс - по правилам компании, они обязаны носить высокие каблуки и плотный макияж.
Прецедент
В 2017-м вокруг «Аэрофлота» разразился громкий скандал — несколько стюардесс обвинили авиакомпанию в дискриминации «по возрасту, весу и внешним параметрам» и подали на нее в суд.
Контекст
Среди распространенных требований, которые предъявляют многие авиакомпании к внешности членов экипажа — это стройное телосложение, идеальная улыбка и кожа, а также определенная прическа.
Тенденция
Требования к внешнему виду сотрудников выдвигают не только авиакомпании. В Японии, например, офисным сотрудникам нельзя оголять плечи даже в жаркую погоду, а американские летчики должны следить за тем, чтобы их усы не выступали за уголки рта более, чем на 0,6 см.
Что происходит
Трудовой надзор каталонского правительства намерен оштрафовать испанскую авиакомпанию Vueling на €30 тыс. из-за чересчур суровых требований к одежде и макияжу стюардесс. Об этом пишет El Periódico.
- Как отмечает издание, бортпроводниц Vueling заставляют носить туфли на каблуках от 5 до 8 см, а также делать макияж — обязательно использовать тональный крем, подводку для глаз и тушь исключительно черного цвета.
- В то же время стюардессам запрещается наращивать ресницы «искусственной длины» и использовать любые тени для век, кроме светло-серых или светло-коричневых тонов. Помада для губ работниц авиакомпании должна быть нейтрального оттенка.
- При этом в отношении бортпроводников мужского пола Vueling ограничивается лишь одним требованием - иметь «чистый и опрятный вид».
- Ранее профсоюз Stavla подал жалобу на авиакомпанию в трудовой надзор Каталонии. В ведомстве решили, что Vueling может добиться корпоративного имиджа «менее обременительным и более сбалансированным способом, не нарушая права» сотрудников.
- В ответ на обвинения руководство Vueling заявило, что «изучает возможность» обжаловать штраф, если трудовой надзор примет соответствующее решение. Также в компании утверждают, что в последнее время она активно сотрудничала с профсоюзами бортпроводников и работала над пересмотром руководства по корпоративному стилю, стремясь к «более инклюзивному образу» экипажа.
Прецедент
- В 2017-м вокруг «Аэрофлота» разразился скандал — несколько стюардесс авиакомпании обвинили ее в дискриминации и подали на нее судебные иски. В частности, экс-работница организации Евгения Магурина рассказала о «дискриминации бортпроводников на международных линиях по возрасту, весу и внешним параметрам». По ее словам, в 2016 году руководство «Аэрофлота» сообщило, что на международных рейсах будут работать только «молодые и худые», а те стюардессы, которым больше 40 лет и которые носят размер одежды более 48-го, такой возможности предоставлено не будет. В своем иске Магурина подчеркнула, что была снята с международных рейсов из-за 52-го размера одежды. В авиакомпании сообщили, что подобные заявления не соответствует действительности. В результате Московский городской суд запретил «Аэрофлоту» не допускать к работе стюардесс, размер одежды которых превышает 48-й. Одновременно авиакомпанию обязали выплатить Магуриной 5 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда.
- Авиакомпания Alaska Airlines, в свою очередь, столкнулась с критикой со стороны небинарных сотрудников — ее обвинили в том, что она заставляет носить бортпроводников строго мужскую или женскую одежду. Жалоба была направлена в американский союз защиты гражданских свобод (ACLU) от имени Джастина Уэзерелла, который проработал в Alaska Airlines 7 лет. По словам стюарда, его заставляют соблюдать регламенты компании, предлагая на выбор одну из двух видов униформы. Уэзерелл заявил, что его это не устраивает. В письме указывается, что Alaska Airlines зарегистрирована в штате Вашингтон и поэтому ее политика в отношении внешнего вида бортпроводников нарушает местные законы, которые запрещают дискриминацию на основе гендерной идентичности. В результате Alaska Airlines объявила о введении новых, гендерно-нейтральных правил по униформе для бортпроводников.
Контекст
Во многих авиакомпаниях для членов экипажа действуют строгие правила, касающихся их внешнего вида.
- Обычно возраст бортпроводника варьируется от 19 до 29 лет, в некоторых организациях предпочтение отдают претендентам от 18 до 24 лет.
- Рост стюардесс, как правило, должен составлять от 160 до 175 сантиметров, стюардов — от 170 до 190 сантиметров. Они не могут иметь лишний вес из-за возможных проблем со здоровьем и низкой маневренности в проходах между креслами.
- Также у членов экипажа должна быть красивая улыбка — неправильный прикус, брекеты или отсутствие зуба недопустимы.
- Зачастую авиакомпании уделяют особое внимание прическам стюардесс. Большинство из них допускают только высокий хвост и пучок. Также бортпроводницы обязаны носить яркий макияж. Среди «популярных» требований - черная тушь, коричневая или черная подводка, коричневые или темно-розовые тени для век и яркая помада красных или бордовых оттенков. Стюардам делать макияж нельзя, однако они могут нанести тональный крем, чтобы скрыть высыпания и синяки под глазами.
- Также некоторые авиакомпании запрещают бортпроводницам ходить в обуви на плоской подошве и обязывают их носить туфли на каблуках высотой не менее двух сантиметров.
Мировая практика
- Требования к внешнему виду сотрудников выдвигают не только авиакомпании. В Японии, например, офисные сотрудники должны соблюдать строгий дресс-код. В первую очередь, мужчины и женщины обязаны носить костюмы: мужчины классический, а женщины с юбкой. При этом костюмы ярких цветов находятся под запретом, поскольку у японцев они ассоциируются с якудза (ТТ: Традиционная форма организованной преступности в Японии, группировки которой занимают лидирующее положение в криминальном мире страны.), которые предпочитали такие наряды. Также работникам нельзя оголяться: открытые плечи, ноги и ключицы непозволительны даже в жаркую погоду.
Когда-то я работала в компании со строгим дресс-кодом для сотрудников и при устройстве нас знакомили с уставом. Например, строго-настрого запрещалось носить джинсы, обнажать плечи (допускались лишь рубашки с рукавами), под запрет попадали сандалии, туфли с ремешками, шорты, короткие юбки, кроссовки. То есть практически все.
Юри Хонда
жительница Токио, экс-сотрудник крупной финансовой компании
- В Китае за соблюдением дресс-кода в некоторых компаниях и на заводах следят камеры. К примеру, начальство может обязать офисных работников носить белую рубашку, работников отдела контроля качества — красную, а работников цеха — синюю. Униформу компанию обычно предоставляют бесплатно и обновляют раз в два года. На нарушителей накладывают штраф.
- В 2022–м ВВС США подготовило проект о смягчении требований к усам американских летчиков. Ранее правила предписывали пилотам обрезать усы, которые выступают за уголки рта и растут шире, чем проходит линия губ. В результате летчикам позволили носить усы немного шире размера рта — они смогут выступать за его уголки на 0,6 сантиметра. Примерно такие же носит президент Беларуси Александр Лукашенко.
Фото обложки: Vueling Airlines