Мир в огнеДетали

К концу 2022 года Минцифры намерено вдвое сократить число мошеннических звонков. Из-за них жители страны ежемесячно теряют от 3,5 млрд рублей

Минцифры также планирует блокировать до 80% фишинговых ресурсов в течение 24 часов. Сейчас на это уходит несколько дней.

Для этого в министерстве планируют автоматизировать сбор, анализ и передачу информации о злоумышленниках в уполномоченные органы.

Что происходит

Минцифры намерено добиться сокращения числа мошеннических звонков и ускорить блокировку фишинговых ресурсов с помощью автоматизированной передачи данных в уполномоченные органы.

Контекст

Телефонные мошенники ежемесячно крадут со счетов россиян в банках 3,5–5 млрд рублей.

Что делать

Для защиты от нежелательных звонков рекомендуется использовать специальные приложения, такие как Kaspersky Who Calls, Phone by Google и другие.

Мировая практика

Число спам-звонков, в том числе мошеннических, растет во всем мире. По данным Truecaller, больше всего от них в 2020 году пострадали Бразилия, США и Венгрия.

Что происходит

  • Минцифры рассчитывает сократить число мошеннических звонков на 50% до конца 2022 года и блокировать до 80% фишинговых ресурсов в течение 24 часов, пишет «Коммерсант» со ссылкой на презентацию ведомства.
  • Сбор, анализ и передачу информации в уполномоченные органы для принятия решения о блокировке автоматизируют, а мобильные операторы будут обмениваться данными своих антиспам-систем для того, чтобы ускорить блокировку номеров, которые используют мошенники.
  • «Сбор информации будет осуществляться силами министерства, а также с привлечением ведущих российских компаний в области кибербезопасности», — добавили в Минцифры.
  • В свою очередь, представители мобильных операторов рассказали, что уже внедряют инструменты для борьбы с телефонным спамом. В МТС ежедневно фиксируют более 60 тыс. попыток звонков с использованием подмены номера, в «МегаФоне» блокируют потенциальные мошеннические вызовы, при которых используются подменные номера банков, в Tele2 внедрили специальную антифрод-платформу для борьбы с такими номерами.

Контекст

По данным Kaspersky Who Calls, в первом полугодии 2021 года доля потенциально мошеннических звонков выросла в России почти на 17%.

  • В январе–июне 2021 года 70,4% звонков с неизвестных номеров в России представляли собой спам-звонки.
  • Чаще всего звонившие предлагали займы (46,3%) и представлялись коллекторами (27,1%). Также в топ-5 наиболее распространенных вошли звонки от операторов связи, номера которых не определились, а также предложения принять участие в соцопросах и потенциально мошеннические звонки.

Опрос, проведенный Superjob в сентябре 2021 года, показал, что каждый шестой россиянин (16%) пострадал из-за телефонных мошенников — потерял деньги или имущество. В опросе приняли участие 1600 человек из 507 городов во всех округах страны.

  • Каждый девятый россиянин пострадал от телефонных мошенников лишь однажды, каждый 20-й становился жертвой неоднократно.
  • 8 из 10 россиян регулярно поступают звонки от людей, похожих на мошенников. 13% — ежедневно, 20% — раз в неделю, 23% — несколько раз в месяц, 16% — несколько раз в год.
  • Только 12% жителей России ни разу не сталкивались с подозрительными звонками.

По данным Сбербанка, телефонные мошенники ежемесячно крадут со счетов россиян в банках 3,5–5 млрд рублей, а в среднем успешная мошенническая операция оценивается в 8 тыс. рублей.

Что делать

Эксперты напоминают об основных правилах безопасности при общении с потенциальными мошенниками по телефону, а также рекомендуют средства для защиты от фишинга.

  • Рекомендуется использовать приложения для защиты от телефонного спама и мошенников, такие как Kaspersky Who Calls, 2 ГИС, Phone by Google («Телефон Google»), Truecaller и другие.
  • Не стоит сообщать никому конфиденциальную информацию, в том числе одноразовые коды из СМС и push-уведомлений (даже в случае, если звонящие представляются сотрудниками банков и госучреждений).
  • Следует не поддаваться на убедительный тон звонящих, не принимать поспешных решений об участии в акциях и розыгрышах. Если есть возможность, нужно позвонить по официальному номеру организации, которую представляет собеседник.
  • Не следует переходить по подозрительным ссылкам в СМС-сообщениях, мессенджерах и электронных письмах, они могут вести на фишинговый сайт. Мошенники могут подменить одну или несколько букв в адресе, чтобы у пользователя было еще меньше подозрений.
  • Если мошенникам все же удалось получить пароль, необходимо как можно быстрее его изменить. Если один пароль используется на нескольких ресурсах, то сменить его необходимо везде. Лучше, чтобы пароли были разными.
  • Если данные карты попали к мошенникам, нужно обратиться в банк и описать ситуацию.
  • Эксперты отмечают, что фишинговые ресурсы часто маскируют под странички банков, платежных систем и систем переводов.

Мировая практика

Проблема спам-звонков, в том числе мошеннических, существует и в других странах мира. По данным Truecaller, число нежелательных звонков выросло в 2020 году.

  • Приложения-определители номеров идентифицировали и блокировали 31,3 млрд спам-звонков, что на 18% больше, чем годом ранее.
  • Больше других стран от телефонного спама пострадали Бразилия, США и Венгрия. Россия тоже попала в топ-20 этого антирейтинга, заняв 13-ю позицию (годом ранее Россия была на 9-м месте).
  • Наибольший рост числа спам-звонков приходится на Европу: в Венгрии он составил 1132%, в Германии — 685%, в Бельгии и Румынии — 557% и 395% соответственно.
  • В Бразилии больше всего распространены мошеннические звонки и звонки от банков, в США — звонки от мошенников и робоколлы, в Венгрии популярен телемаркетинг.
  • В России 30% спам-звонков поступают от финансовых организаций и банков, 29% — это телемаркетинг, 23% — мошеннические звонки, 15% — звонки от операторов связи, по 1% приходится на коллекторов и опросы.
Копировать ссылкуСкопировано