Мир в огнеДетали

Исследователи: Apple, Google и IKEA лишь прикидываются экологичными. Что такое гринвошинг и как не попасться на обман маркетологов

В организации New Climate Institute выяснили, что крупные компании преувеличивают свой прогресс в борьбе с выбросами и в лучшем случае смогут сократить их на 23% к 2030 году, что далеко от заявленных целей

Тенденция

Крупные компании берут на себя обязательства достигнуть нулевых выбросов парниковых газов. Например, Google — к 2030 году, IKEA — к 2050-му.

Но при этом

Экологи из New Climate Institute выяснили, что многие компании занимаются гринвошингом. Они преувеличивают свой прогресс и не смогут достигнуть заявленных целей. В их числе — Google, Amazon, IKEA, Apple и Nestlé.

Что говорят

Представители некоторых компаний заявили, что не согласны с выводами исследования. 

Что делать

Чтобы распознать гринвошинг, нужно разобраться в маркировках и не доверять слоганам «био» и «эко».

Тенденция

Крупнейшие компании берут на себя обязательства достигнуть нулевых выбросов парниковых газов, а также заявляют о своей экологичности.

  • Например, Google пообещала к 2030 году отказаться от выбросов углекислого газа. Кроме того, компания заявила, что использует переработанные материалы во всех своих товарах, а к 2025 году в продуктах компании не менее половины пластика будет использоваться повторно.
  • IKEA обещает к 2030 году стать «климатически позитивной», то есть вырабатывать с помощью возобновляемой энергетики больше энергии, чем потребляет, и достигнуть нулевого уровня выбросов углекислого газа не позднее 2050-го.
  • Amazon объявила, что к 2025 году планирует обеспечить выполнение своей деятельности на 100% за счет возобновляемых источников энергии. 

Но при этом

Экологи из организации New Climate Institute выяснили, что многие компании преувеличивают свой прогресс и лишь изображают борьбу с выбросами. 

  • Исследователи проанализировали деятельность 25 крупных компаний и присвоили каждой из них «рейтинг честности». Для его составления ученые оценивали, раскрывает ли компания данные о выбросах каждый год, сообщает ли об источниках выбросов и предоставляет ли эту информацию открыто, в доступной и понятной форме.
  • Ни одна из корпораций не получила оценки «высокая честность». Анализ показал, что в лучшем случае компании смогут сократить выбросы на 23% к 2030 году, что далеко от заявленных целей, а также от выполнения призывов ученых снизить выбросы в 2 раза, чтобы сдержать глобальное потепление.
  • В исследовании утверждается, что Google, Amazon, IKEA, Apple и Nestlé входят в число тех, кто не может перестроить свое производство достаточно быстро.
  • Например, в отчете говорится, что вопреки собственным обещаниям снизить наполовину выбросы к 2030 году компания Nestlé сможет уменьшить их лишь на 18%.
  • По данным исследования, только 3 из 25 компаний явно идут к цели по сокращению 90% выбросов углерода из своего производства и цепочек поставок. Это датская Maersk, британская Vodafone и немецкая Deutsche Telekom.

Что говорят

Представители некоторых компаний уже заявили, что не согласны с выводами исследования. 

  • «Мы приветствуем внимание к нашим усилиям и обязательствам в области изменения климата. Однако отчету New Climate Institute недостает понимания наших подходов, и он содержит много неточностей», — отметили в Nestlé.
  • «У нас есть планы по решению остающихся сложных проблем, таких как влияние используемых в товарах IKEA материалов на климат», — прокомментировал представитель шведского концерна.
  • «Мы поставили перед собой эти амбициозные цели, потому что знаем, что изменение климата является серьезной проблемой», — заявили в Amazon.

Что делать

В последнее время производители часто пользуются модой на осознанность и заботу о природе. Например, компания Samsung сообщила, что использовала морские отходы для создания своих флагманских смартфонов линейки Galaxy S22. При производстве используют материал из переработанных рыболовных сетей, выброшенных в океан. 

Однако не всегда такие заявления подкреплены реальными действиями. 

  • Существует явление, когда бизнес тратит свои ресурсы на то, чтобы убедить потребителей в своей «экологичности» ради прибыли, а не на реальные «зеленые» инициативы. Оно называется «гринвошинг». 
  • Например, H&M запустила в России программу по сбору текстиля. Любой человек может сдать ненужную одежду на переработку через этот магазин. Оказалось, что с 2019 года собранные вещи продавались на «Авито» или выбрасывались.

В СМИ можно найти ряд советов, как распознать гринвошинг и приобрести экологичный продукт. 

  • Гарантией экологичности не являются «зеленые» слова. Как отметил BBC, такие фразы, как «экологический», «устойчивый» и «зеленый», компании зачастую используют, чтобы бизнес считался экологичным, но они редко относятся к каким-либо реальным научным стандартам.
  • Кроме того, некоторые производители размещают на упаковке изображение растения или планеты — это также не является гарантией экологичности. 
  • Гарантией экологичности может быть статистика. На сайте компании должна быть информация о том, какой процент их продуктов действительно сделан из переработанных материалов.
  • Гарантией экологичности является специальный знак — он размещается на упаковке только после анализа всех этапов жизненного цикла продукта и доказывает его безопасность для природы. Список «честных» экомаркировок доступен на сайте Greenpeace. 
  • Чтобы проверить маркировку, можно воспользоваться приложением Ecolabel Guide (есть в App Store и Google Play). Оно позволяет отсканировать любой знак на упаковке, чтобы удостовериться, является ли знак экомаркировкой, заслуживающей доверия, а также узнать о его значении.
Копировать ссылкуСкопировано