Пандемия существенно ускорила цифровизацию рынка, а компании-лидеры по внедрению цифровых технологий быстрее наращивают доходы. Такие выводы следуют из доклада «Разыскиваются лидеры: Мастера перемен в момент истины», который представила консалтинговая компания Accenture.
- Авторы доклада заявляют: компании, внедряющие цифровые технологии, наращивают доходы в 5 раз быстрее аутсайдеров. В период с 2015 по 2018 год разрыв был двукратным.
- Эксперты отметили, что из-за пандемии процесс цифровизации рынка, на который закладывалось 10 лет, в итоге проходит за один-два года.
Главные тренды
Accenture провела опрос 6,2 тыс. технологических экспертов и представителей коммерции и выделила пять основных трендов развития бизнеса.
- Первый связан с тем, что способность компаний создавать добавленную стоимость будет все больше зависеть от внедрения технологий и конкурентоспособных ИТ-систем. Этот тренд делает все организации отчасти технологическими, заявляют аналитики.
- Второй тренд заключается в том, что значение цифровых двойников — виртуальных копий реальных производств, цепочек поставок и т.д. — будет расти.
- Третий — демократизация инновационных решений. Рядовой сотрудник все чаще становится инноватором, технологически оптимизирующим свою работу.
- Четвертый тренд связан с третьим: люди, прежде всего в условиях удаленной работы, стали сами создавать себе рабочее пространство в разных местах: дома, в офисе, кофейне и так далее.
- Пятый тренд — создание сложных экосистем с большим количеством участников, которые получили название «мультипартийные системы».
Управляющий директор Accenture Technology в России Мария Григорьева заявила, что «в России тенденция создания единой цифровой базы как фундамента развития существует уже давно». По ее словам, многие российские компании занимаются повышением технологических навыков своих сотрудников, ожидая от них новых идей применения технологий. Российский бизнес одним из первых начал проводить удаленное обучение, адаптировал системы контроля температуры и лица при входе в помещения и быстро масштабировал доставку «всего и вся в любую точку».
Влияние пандемии на ИТ и цифровизацию бизнеса в мире
По данным сообщества удаленных работ We Work Remotely (WWR), до пандемии коронавируса 70% дистанционных работников по всему миру трудились вне офиса уже более 3 лет, а 42% — от 5 лет и дольше. Лишь 11% перешли на удаленку только в начале пандемии.
- 71% рабочих мест для «удаленщиков» приходится на США, Канаду, Великобританию и Австралию. В США доля компаний, где используют формат полной или частичной удаленки, достигает 85%.
- Реже всего удаленный формат работы применяют в странах Азии и Южной Америки — менее 1%. Хотя Китай (51%) и Япония (32%) входят в число стран с гибкой трудовой политикой.
Согласно исследованию BCG Digital Transformation 2020 Global Study, результаты которого были представлены в октябре 2020 года, 80% крупнейших компаний мира усиливают цифровую трансформацию своих бизнес-процессов. Опрос проводился среди 700 руководителей крупных мировых компаний с оборотом более $500 млн.
- Свыше 90% организаций усилили работу по цифровизации обслуживания клиентов из-за пандемии.
- 75% представителей сферы ритейла были уверены, что траты на цифровизацию существенно вырастут. В страховой отрасли также считают чуть более 50% опрошенных.
- 80% респондентов ожидали окупаемости от программ цифровой трансформации, но только 30% программ цифровизации к октябрю 2020-го привели к запланированному результату.
Цифровизация бизнеса в России
Изменения в потребительском поведении россиян показало исследование, проведенное в декабре 2020 года платежным сервисом «ЮКаssa».
- Специалисты сервиса проанализировали платежи своих пользователей за январь-ноябрь 2020 и 2019 годов и пришли к выводу, что покупатели стали чаще заказывать доставку еды и продуктов. Так, средний чек на них в 2020 году вырос с 498 до 1681 рубля — более чем в 3 раза в сравнении с 2019 годом.
- При этом суммарный оборот сервисов доставки готовой еды за прошлый год увеличился на 22%.
- Продажи увеличились и у онлайн-площадок с образовательными курсами, тренингами и мастер-классами — на 27% по сравнению с 2019 годом.
- В 2020 году в России люди в 2,8 раза чаще стали платить за онлайн-фильмы, музыку и другой цифровой контент. При этом траты на него просели, а средний чек снизился до 536 рублей (-28%).
- Увеличилось и число транзакций через интернет-банкинг (+22%), банковские карты (+17%) и электронные кошельки (+4%).
В 2020 году 3,7 млн работающих россиян перешли на дистанционный режим. Это 6,5% от трудоустроенного населения. Пандемия коронавируса изменила формат занятости, сделав удаленку не просто привычной, но и для некоторых компаний — основной.
- По данным опубликованного в мае опроса ВЦИОМ и Social Business Group, в котором приняли участие 1,6 тыс. россиян, большинство работающих на удаленке оказались специалистами с высшим образованием: 60% из них — сотрудники бюджетной сферы, 51% заняты в коммерческом секторе.
- В апреле среди перешедших на удаленную работу респондентов только 36% оценивали свой опыт положительно. 60% отнеслись к такому формату отрицательно.
- При этом для России удаленка уже была не нова — в 2019 году так работали около 30 тыс. человек.