КиберпанкДетали

Исследование: Google, Facebook и Microsoft ежегодно тратят более €16 млн на лоббирование в ЕС

Так они пытаются противостоять жестким европейским законам, которые ограничивают американских ИТ-гигантов.

Что происходит

Google, Facebook и Microsoft стали крупнейшими спонсорами лоббирования своих интересов в области цифровой экономики в Евросоюзе.

Контекст

Лоббирование ИТ-компаний направлено против законов о цифровом рынке, цифровых услугах и защите персональных данных.

История вопроса

С 2018 года в ЕС активно проводились кампании по разработке реформ, ужесточающих контроль за крупными ИТ-корпорациями.

Мировая практика

В США, Турции, Южной Корее и России действуют аналогичные законы.

Почему это происходит  

Сегодня ИT-компании — конкуренты государственному управлению и участники политических процессов.

Что происходит

Google, Facebook и Microsoft стали крупнейшими спонсорами лоббирования своих интересов в области цифровой экономики в Евросоюзе, пишет Reuters со ссылкой на исследование, проведенное группами компаний Corporate Europe Observatory и LobbyControl.

  • Ежегодные расходы Google превысили €5,75 млн; на втором и третьем месте Facebook (€5,5 млн) и Microsoft (€5,25 млн). 
  • Крупные траты также зафиксировали у Apple — €3,5 млн, Huawei Technologies Co Ltd. — €3 млн. На шестом месте Amazon.com Inc — €2,75 млн.
  • ИТ-компании опередили фармацевтический, добывающий, финансовый и химический секторы промышленности, которые раньше доминировали в лоббировании.
  • По мнению экспертов, растущая мощь ИТ-гигантов «должна вызывать беспокойство», так как эти компании смогут диктовать свои условия для цифровых платформ других разработчиков, несмотря на действующие ограничения.

Контекст

  • Лоббирование ИТ-компаний направлено против законов о цифровом рынке, цифровых услугах и защите персональных данных.
  • Первый устанавливает ограничения и разрешения для ИТ-компаний, второй требует от них большего контроля за контентом, а третий — бережного использования частной информации, а также предупреждение ее утечки.

История вопроса

Несколько лет подряд в ЕС активно проводят кампании по разработке реформ, ужесточающих контроль за крупными цифровыми корпорациями. 

  • В 2018 году Еврокомиссия приняла закон о защите персональных данных (GDPR). В 2020 году этот регламент нарушил Twitter, который допустил утечку частной информации пользователей в открытый доступ. Компанию оштрафовали на €450 тыс.
  • Также в 2020 году ЕС объявил о создании списка из 20 крупных ИТ-компаний, которые должны подчиняться более жестким правилам, чем остальные, например делиться данными о клиентах с конкурентами. В него вошли Google, Apple, Facebook и др.
  • В 2021 году Еврокомиссия внесла законопроект, который предусматривает штраф (точный размер не уточняется) за отказ от удаления публикаций с деструктивным контентом, в частности пропагандирующим терроризм. Ранее за правонарушение предлагали штраф до 4% от годового дохода компании.
  • Одной из причин разработки таких законопроектов стала критика в адрес американских ИТ-компаний со стороны европейских организаций и госорганов. Они жаловались на антиконкурентную деятельность крупных организаций, которая ограничивала установку сервисов и приложений других разработчиков.
  • В 2021 году Европейская комиссия начала расследование в отношении Google. Компанию обвинили в предоставлении преимуществ собственным сервисам онлайн-рекламы в ущерб конкурирующим разработчикам. В марте 2019 года комиссия оштрафовала Google на €1,49 млрд за нарушение антимонопольных норм.
  • Согласно исследованию, 612 мировых компаний, групп и ассоциаций ежегодно тратят более €97 млн на борьбу с жесткими европейскими законами.

Мировая практика  

Аналогичные законы в отношении ИТ-компаний действуют и в других странах.

  • США. В конце 2020 года Федеральная торговая комиссия страны (FTC) подала антимонопольный иск против Facebook. По мнению властей, компания «незаконно поддерживала личную монополию на социальные сети». В своем иске FTC потребовала обязать Facebook продать Instagram и WhatsApp, а также взять под контроль сделки по покупке сторонних сервисов.
  • Турция. В прошлом году в стране оштрафовали Facebook, Instagram, Twitter, Periscope, YouTube и TikTok — на $1,18 млн каждую — за то, что компании так и не назначили представителей в республике, чего требует турецкий закон.
  • Южная Корея. Комиссия страны оштрафовала Facebook на $6,7 млн за нарушение закона о защите персональных данных в том же году. Регулятор установил, что компания предоставляла личную информацию другим бизнес-операторам без согласия сторон в течение 6 лет. Также Южная Корея стала первой страной, которая запретила Apple и Google навязывать свою систему платежей в их собственных цифровых магазинах. Теперь покупатели могут оплачивать товары с помощью любой платежной системы, встроенной в их телефон или компьютер.
  • Россия. В августе 2021 года мировой суд в Москве оштрафовал Google на 1,5 млн рублей за некачественную фильтрацию запрещенного контента.

Почему это происходит  

Сегодня ИT-компании — конкуренты государственному управлению и участники политических процессов.

  • Многие государства опасаются влияния ИТ-компаний и их больших финансовых возможностей. Так, стоимость топ-5 американских ИТ-гигантов — $7 трлн. Это больше, чем ВВП большинства стран из G20.
  • Также корпорации могут вмешиваться в политику. К примеру, в 2020 году Facebook не стал размещать 2,2 млн рекламных сообщений, увидев в них попытки «помешать голосованию» на выборах президента США. При этом в соцсети заблокировали Дональда Трампа, якобы нарушившего политику площадки.
Копировать ссылкуСкопировано