Мир в огнеДетали

Искусство и нацизм. Что не так со знаменитыми «Подсолнухами» ван Гога и какие страны не спешат возвращать картины с «темным прошлым»

На японскую страховую компанию Sompo Holdings, владеющую картиной, подали в суд наследники еврейского банкира.

В 1934 году прежнему хозяину шедевра ван Гога, Паулю фон Мендельсону-Бартольди, пришлось отдать полотно из-за преследований нацистских властей. Его семья считает, что Sompo теперь незаконно наживается, выставляя картину в музее Токио.

Что произошло

Наследники банкира еврейского происхождения подали в суд на японскую компанию Sompo Holdings Inc. Они требуют вернуть «Подсолнухи» ван Гога, которую коллекционер вынужден был отдать из-за преследований нацистов.

История вопроса 

В 1934 году Пауль фон Мендельсон-Бартольди отдал шедевр парижскому арт-дилеру Полу Розенбергу. Затем Sompo купила ее на аукционе Christie's за $40 млн.

Прецедент

Украденные нацистами произведения искусства возвращают по всему миру в рамках Вашингтонских положений, подписанных 44 странами.  Законным владельцам возвращали картины в том числе Пикассо и Матисса.

Контекст

Во время Второй мировой войны нацисты присвоили себе около 600 тыс. картин. Не все страны, в которых они в итоге оказались, «торопятся» с ними расставаться.

Что произошло

Наследники банкира Пауля фон Мендельсона-Бартольди подали в суд на японскую страховую компанию Sompo Holdings Inc, пишет Bloomberg. Они требуют вернуть им «Подсолнухи» Ван Гога, которую банкиру еврейского происхождения уже почти столетие назад пришлось передать арт-дилеру на фоне преследований нацистами.

Фото: Yomiuri Shimbun
  • В иске, поданном в суд штата Иллинойс, говорится, что страховщик, который приобрел картину на аукционе, незаконно извлекает выгоду из нее, хотя знает о ее «нацистском» прошлом.
  • Речь идет о том, что шедевр Ван Гога выставляется в художественном музее Токио уже 35 лет. Вход туда платный и стоит 1600 иен ($12). Кроме того, Sompo интегрировала произведение ван Гога в свой корпоративный имидж. Одна из ее дочерних компаний называется Sompo Himawari Life Insurance Inc. — himawari на японском означает «подсолнух».
  • В связи с этим истцы требуют еще и компенсацию — $690 млн за возмещение ущерба и $750 млн в качестве штрафных санкций за «неосновательное обогащение».
  • В Sompo не согласны с доводами наследников банкира. В заявлении компании подчеркивается, что они приобрели картину на аукционе, и совершенно законно. 

История вопроса 

В 1934 году Пауль фон Мендельсон-Бартольди отдал «Подсолнухи» парижскому арт-дилеру Полу Розенбергу, чтобы картина не досталась нацистам. 

  • В то время в Германии евреев принудительно лишали имущества, поэтому он и решил отдать картину.
  • Затем полотно оказалось во владении лондонского аукционного дома Christie's. Картину выставили на торги — в 1987 году ее приобрела компания Yasuda Fire & Marine Insurance (прежнее название Sompo). За шедевр заплатили рекордные по тем временам $40 млн.
  • Семья Мендельсона-Бартольди подчеркивает, что он никогда не собирался добровольно передавать свои картины и сделал это только из-за угроз и экономического давления со стороны нацистских властей.

Наследники банкира рассчитывают на победу в суде, так как реституция картин, которые когда-то забрали нацисты, — частая практика. 

  • В 1998 году Германия и еще 43 страны, включая Россию, подписали Вашингтонские положения. Они обязывают возвращать бывшим владельцам незаконно изъятые у них произведения искусства даже после истечения срока давности. 
  • В 2009 году страны подписали Терезинскую декларацию. Она подтверждает Вашингтонские положении, указывает на моральный долг стран и организаций возвращать имущество жертв Холокоста и оказывать им материальную поддержку.
  • Вашингтонские положения не имеют юридической силы, однако их игнорирование негативно сказывается на имидже правительства или организации.

Прецедент

За последние 10 лет было множество подобных процессов, и часть из них также связаны с семьей Мендельсона-Бартольди.

  • Ранее наследники «хлопотали» по поводу пяти картин Пабло Пикассо, которые банкир передал берлинскому арт-дилеру Джастину Таннхаузеру в схожих обстоятельствах. Их нынешние владельцы либо согласились их вернуть, либо выплатили компенсацию. Истцы достигли соглашения по поводу «Мулен де ла Галетт» с Музеем Гуггенхайма, «Мальчика, ведущего лошадь» — с Музеем современного искусства в Нью-Йорке,  «Портрета Анхеля Фернандеса де Сото» — с Фондом Эндрю Ллойда Уэббера. По информации The Wall Street Journal, Национальная галерея искусств в Вашингтоне передала семье право владения на «Женскую голову». Пока не удалось договориться только по поводу «Портрета мадам Солер» с властями Баварии.
  • Сразу несколько разбирательств имеют отношение к скандальной коллекции Корнелиуса Гурлитта, сына знаменитого арт-дилера Гильдебранда Гурлитта, который с 1920-х годов скупал картины. В 2013 году в мюнхенской квартире Корнелиуса обнаружили около 1,4 тыс. работ, считавшихся утерянными. Среди них полотна Дега, Пикассо, Шагала и Матисса. Общую стоимость картин оценили в €1,5 млрд. Выяснилось, что часть из них были украдены у жертв Холокоста. Их потомкам вернули, в частности, «Всадников на берегу» Макса Либерманна, «Сидящую женщину» Анри Матисса, а также рисунок Карла Шпицвега «Игра на фортепиано». Другая часть хранится в Музее изобразительных искусств Берна, которому Гурлитт-младший завещал коллекцию перед смертью.
  • Реституция продолжается по всему миру. Например, в 2014 году Франция вернула законным владельцам украденные нацистами полотна «Горный пейзаж» Йооса де Момпера, «Мадонну с младенцем» Липпо Мемми. В 2020-м США возвратили Украине произведение Пьера Луи Гудро «Влюбленная пара», которое во время войны пропало из Музея Ханенко в Киеве.
  • В 2020 году Германия вернула России восемь артефактов времен античности. Их вывезли из СССР в 1943 году во время отступления оккупационных войск. Процесс реституции затянулся на десятки лет, но Музей Зальцбурга все-таки передал Темрюкскому историко-археологическому музею в Краснодарском крае три амфоры и пять надгробных барельефов.

Контекст

По данным экспертов, во время Второй мировой войны нацисты присвоили себе около 600 тыс. картин. Некоторые страны «не торопятся» с ними расставаться.

  • Наследники еврейского банкира и коллекционера Мора Липота Херцога пытаются вернуть из музеев Венгрии коллекцию стоимостью в $100 млн. Среди них картины Эль Греко. Судебные процессы продолжаются еще с 1990-х годов. В 2008 году венгерский суд постановил, что власти не обязаны возвращать полотна.
  • Власти Испании с 2000-х годов не отдают работу Камиля Писсарро «Улица Сент-Оноре. Полдень. Дождь». В 2000 году внук ее изначальной владелицы, берлинской еврейки Лилли Кассирер, узнал о том, что картина находится в Музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде. Клоду Кассиреру на тот момент было уже около 80 лет, и он потратил 12 лет на судебные тяжбы в попытках вернуть ее. После его смерти в 2012-м «борьбу» продолжили его дети.
  • В 2022 году наследники Хедвиг Штерн подали в суд на музей Метрополитен в США и фонд Василиса и Элизы Гуландри в Греции. Штерн вплоть до смерти в 1983 году безуспешно боролась за свою утерянную коллекцию картин, разлетевшуюся по всему миру. В частности, Музей Метрополитен в 1956 году купил полотно ван Гога «Женщины, собирающие оливки». В иске подчеркивается, что музей без «лишнего шума» продал ее в 1972 году. Сейчас она выставлена в афинском музее, финансируемом фондом Гуландри. Примечательно, что на сайте музея в описании истории этой картины есть пробел, совпадающий с нацистским периодом.
Фото: The Metropolitan Museum of Art
Копировать ссылкуСкопировано