На этой неделе завершается срок, отведенный инвесторам для подачи заявок на покупку нового актива — облигаций лидера российского ювелирного ритейла Sunlight. Компания впервые выходит на фондовый рынок, но делает это не с помощью IPO, а выпуская долговые бумаги.
Условия привлекательны: номинал облигации традиционный — 1 тыс. рублей, размещение на полтора года и выплаты по купону раз в месяц. При этом годовая доходность, обещанная инвесторам, решившим дать Sunlight «в долг» и приобрести облигации, — 15,5–16%.
Интересно, что у компании нет недостатка в заемных средствах. Как отмечает Роман Романович, автор Telegram-канала Romanfinance об инвестициях, показатель «чистый долг / EBITDA» у Sunlight составляет 0,2 — это означает, что у нее практически нет долгов. «Как таковые деньги Sunlight не нужны: судя по данным, представленным компанией, дела у нее идут хорошо», — говорит эксперт.
Так, согласно отчету за первые 9 месяцев 2023 года, у компании выросли все операционные показатели: от суммы среднего чека (плюс около 50% — с 5,6 тыс. до 6,9 тыс. рублей) до объемов продаж, которые увеличились в 1,5 раза: с 33,8 млрд до 51,5 млрд рублей (см. инфографику).

При этом Sunlight активно расширяет бизнес: с начала года компания довела число торговых точек в России до 620, открыв более 100 новых магазинов.
Сначала облигации, потом IPO
Sunlight занимает лидирующее положение в отрасли: по итогам 2022 года выручка компании достигла 43 млрд рублей, что позволило ей занять крупнейшую долю рынка в 17% (на втором и третьем местах компании Sokolov и «585 Золотой» — у обеих по 10%). Более того, в Sunlight намерены реализовать амбициозный план по захвату 30% сегмента уже к 2025 году.
При этом основной драйвер роста Sunlight — онлайн-сегмент, отмечает эксперт.
Компания — один из самых активных «ювелиров» в электронной коммерции: у них продажи ювелирных изделий через приложение сопоставимы с продажами всей ювелирки, например, на Wildberries, и Sunlight эту долю планирует увеличивать — с нынешних 19% до 25%.
Возвращаясь к теме выхода компании на фондовый рынок, Романович отмечает, что ритейлер использует популярную модель — сначала выпуск облигаций, потом IPO.
Она позволяет не только привлечь к себе внимание и протестировать спрос на ценные бумаги компании, но и присмотреться к рынку, чтобы понять, насколько эмитент готов к публичности. Ведь выход на фондовый рынок предусматривает взаимодействие с инвесторами — с помощью публикации отчетов и презентаций. Не каждая компания к этому готова.
Выпуск облигаций также позволит Sunlight «познакомиться» с инвесторами: зарекомендовать себя, обслуживая выпущенные бумаги и выполняя взятые на себя обязательства (в первую очередь выплачивая купоны). «После этого выход на IPO будет проще, поскольку у Sunlight к этому моменту будет своя биржевая история», — говорит эксперт.
Время облигаций
В целом в нынешних условиях долговые бумаги выглядят привлекательно, констатирует Романович. Благодаря ключевой ставке — 15 сентября Центробанк РФ поднял ее до 13% — годовая доходность по таким активам выросла до 15–16%.
Сейчас облигации — в том числе и те, которые выпускает Sunlight, — это возможность взять надежный актив и получать с него ежемесячные выплаты. Даже если ставка ЦБ упадет, как прогнозируют аналитики, инвестор зафиксирует для себя небольшую дополнительную зарплату, ведь весь срок — полтора года — он будет получать 16% годовой доходности с ежемесячными выплатами.
Наконец, возможность получить прибыль будет, когда ЦБ начнет «разворачиваться» и понижать ставку — тогда цена на долговые бумаги начнет расти, и их можно будет продать по цене выше той, которую инвестор заплатил изначально.
Возвращаясь к Sunlight и ее дальнейшим перспективам, Романович отмечает: решать, участвовать ли в IPO ритейлера или нет, стоит, оценивая результаты, с которыми компания подойдет к выходу на биржу с акциями. «Ожидается, что это произойдет либо в следующем году, либо в 2025 году. К этому времени как раз станет ясно, достигла ли Sunlight поставленных целей — увеличить долю рынка и провести экспансию в e-commerce, и насколько вырос бизнес. Только после этого можно будет решать, заходить ли уже в акции компании», — говорит эксперт.