Какие компании называют вторым эшелоном
Традиционно эмитенты делятся с точки зрения инвесторов на крупных — тех, у кого внушительный объем торгов, и тех, у кого он значительно меньше. Акции первых называют голубыми фишками: их эмитенты признаны самыми надежными и ликвидными компаниями на бирже.
Что касается более мелких участников рынка, то есть компаний со средней и небольшой капитализацией, то их бумаги считаются менее ликвидными. Другими словами, их сложнее продать по выгодной цене и есть шанс, что такая бумага «зависнет» в портфеле — соответственно, такие акции менее интересны рынку. Но есть нюанс: иногда такие активы резко «выстреливают» (впрочем, они так же резко могут и упасть) — то есть у них риски выше.
Начинающему инвестору стоит учитывать, что само деление на первый и второй (третий) эшелоны довольно условно. Однако есть признаки, которые помогут сориентироваться, говорит Роман Романович, автор Telegram-канала Romanfinance об инвестициях.
Прежде всего это объем торгов. Как поясняет эксперт, если открыть статистику по объему торгов на сайте Мосбиржи и выбрать первые 30 компаний, то инвестор получит список голубых фишек, то есть акций компаний из первого эшелона. Бумаги, которые туда не входят, соответственно, относятся ко второму или третьему эшелону. Как правило, у таких компаний объем торгов меньше 1 млрд рублей в день.
Кроме того, если посмотреть на график, можно понять, к какой группе относится акция. У качественной бумаги будут достаточно сильные колебания — она будет или расти, или падать. У второго эшелона график, как правило, будет напоминать прямую линию с периодическими скачками. То есть котировки стоят, потом резко растут, а потом снова замирают (ну или отползают на предыдущий уровень).
Как поясняет эксперт, такие колебания происходят на фоне внешних факторов — когда выходит какая-то новость или отчет. Кроме того, бумаги второго или третьего эшелона часто участвуют в так называемой стратегии «накачка и сброс» (так называют вид манипуляции с ценными бумагами, когда их цену искусственно разгоняют, чтобы спекулянты могли распродать свои акции на пике. После этого котировки сыплются вниз).
Опасность бумаг второго или третьего эшелона как раз в том, что они могут попасть под такой «разгон», а инвестор не успеет вовремя продать свой актив и останется в проигрыше. Это как лотерейный билет, который когда-нибудь выиграет. Акции таких компаний могут показать рост на 100–200% за недели, когда пузырь накачивают. А потом так же быстро сдуться.
«Мосгорломбард» как второй эшелон
Однако есть и истории, когда бизнес у компаний растет, и рано или поздно котировки этот рост догонят — просто с такими акциями нужно набраться терпения, говорит Романович. Среди тех, у кого котировки пока не догнали показатели, Группа «Мосгорломбард» (Группа МГКЛ, в нее входят бренды «Ресейл Маркет», «ЛОТ ЗОЛОТО», «Мосгорломбард»).
Ее акции относятся ко второму эшелону — как поясняет Романович, у компании очень небольшой объем торгов: около 3 млн акций в день, или же 7,5 млн рублей. Если сравнивать такие бумаги с тем же «Сбером», то разница колоссальная: у банка объем торгов 4 октября составил 14,8 млрд рублей в день.

Однако, в отличие от большинства представителей «неголубых» фишек, у МГКЛ активно растущий бизнес. Как раз на этой неделе компания опубликовала последние результаты за 9 месяцев 2024 года.
На фоне агрессивного наращивания своей доли на рынке ресейла группа не только увеличила свой
При этом если смотреть на котировки МГКЛ, то после выхода на IPO в декабре 2023 года по цене 2,4 рубля и скачка до 3,25 акции торгуются сейчас почти на тех же уровнях — 2,5 рубля за штуку. Это значит, что пока их цена не отражает рост бизнеса — это произойдет, когда рынок переоценит стоимость компании и рост реализуется в котировках.
С этой точки зрения бумаги МГКЛ выглядят перспективными, даже с учетом того, что они не относятся к голубым фишкам, говорит Романович.