Как прошло SPO «Озон Фармацевтика»
Эту неделю российский фондовый рынок завершает новостями от одного из лидеров фармы — «Озон Фармацевтики». Компания, специализирующаяся на производстве препаратов-дженериков, сообщила 20 июня, что успешно провела вторичное публичное предложение (SPO) и смогла привлечь от инвесторов 2,8 млрд рублей.
О чем идет речь? SPO, или secondary public offering, — это ситуация, когда компания, которая уже представлена на бирже, то есть уже является публичной, выпускает еще акции и размещает их дополнительно. Собственно, в рамках такого SPO «Озон Фармацевтика» предложила 65,9 млн акций по 42–48 рублей за штуку. Продажи в итоге были по нижней границе — то есть по 42 рубля.
Рынок, правда, особой радости не проявил: котировки компании с 16 июня на фоне новостей о вторичном размещении потеряли почти 12% и около 4% за 20 июня, когда «Озон Фармацевтика» рассказала, как все прошло.
При этом IPO компании в октябре инвесторы встречали с гораздо большим энтузиазмом. Размещение шло по верхней границе, то есть спрос превышал предложение — 35 рублей за бумагу. В рамках IPO удалось привлечь 3,45 млрд рублей, включая средства почти 40 тыс. частных инвесторов. В рамках SPO «частников» было уже 14 тыс. — институционалов было больше, чем физлиц: «примерно 63% на 37%».
Как поясняет Роман Романович, автор Telegram-канала Romanfinance об инвестициях, в случае с SPO есть один интересный момент.
Акции для вторичного размещения предоставил основатель компании Павел Алексенко, однако эти бумаги планируется ему вернуть в результате дальнейшей допэмиссии. И это, в свою очередь, рынку не нравится — ведь такой шаг приведет к размытию долей действующих акционеров. Получается, компания сначала повысит ликвидность и число акций в обращении, а затем размоет долю тех, кто эти акции купил. Не самый популярный ход на рынке.
Романович напоминает: компании обычно выбирают один из вариантов — или SPO, или допэмиссию, либо продажу акций от действующих акционеров. И вторичное размещение, и компенсация акционеру через выпуск допбумаг встречается редко.
Напомним, допэмиссия — это ситуация, когда компания выпускает новые акции и размещает их на бирже. Цель — заработать денег или увеличить уставной капитал. Проблема здесь в том, что число акций растет, а прибыль на одну бумагу и, соответственно, сумма дивиденда с нее уменьшаются.
Как развивается бизнес у «Озон Фармацевтики»
Судя по цифрам, дела у крупнейшего производителя препаратов-дженериков в России (более дешевых аналогов инновационных лекарств) идут хорошо. «Озон Фармацевтика» существует с 2001 года и выпускает более 510 лекарств, разрабатывает еще свыше 200, при этом работает в самых разных областях, включая онкологию, аутоимунные заболевания и биотех.

Возвращаясь к показателям, Романович подчеркивает: «Озон Фармацевтика» хорошо растет. В 2024 году компания нарастила выручку на треть (плюс 30%), до 25,6 млрд рублей, чистую прибыль на 15% — до 4,61 млрд рублей. Рентабельность по чистой прибыли тоже выглядит хорошо — 18%.
Что касается котировок, то цена акций со старта с 35 рублей выросла до 64 рублей вместе с рынком и упала вместе с ним же до 50 рублей. Новость про SPO котировку уронила до нынешних 44–45 рублей и сделала участие во вторичном размещении не таким уж привлекательным. Какой смысл было отдельно подавать заявку, если бумагу можно было купить почти по такой же цене через брокера?
В целом, по мнению Романовича, российская фарма с точки зрения инвестиций выглядит интересно. До того как в октябре 2024 года на Мосбиржу вышла «Озон Фармацевтика» с капитализацией почти 50 млрд рублей, на фондовом рынке были представлены маленькие компании. Такие как «Артген Биотех» (около 8 млрд рублей капитализации) или «Фармсинтез» (0,50 млрд рублей).
Фарма — это защитный сектор: на продукцию компаний всегда есть спрос, ведь лекарства — это товары первой необходимости. В этом плане у «Озон Фармацевтики» ситуация может быть лучше, чем у других представителей отрасли, потому что компания делает ставку на доступные препараты — дженерики, то есть на массовый сегмент.
С точки зрения Романовича, в целом бизнес «Озон Фармацевтики» выглядит интересным. Текущее же падение акций вместе с рынком может быть удачным моментом для входа в акции. На фоне остальной фармы они выглядят перспективно даже с учетом заявленной допэмиссии.