КапиталДетали

Инвестидея недели: насколько привлекательна «водка» как актив и зачем «Кристалл» выходит на Мосбиржу

Бум IPO на Мосбирже продолжает один из лидеров российского алкогольного рынка. Группа «Кристалл» рассчитывает с помощью продажи акций собрать 1 млрд рублей. Разбирались, зачем компании понадобились эти деньги и стоит ли инвесторам вкладываться. 

Что известно об IPO? 

«Алкогольная группа Кристалл» объявила о досрочном прекращении 21 февраля приема заявок на участие в IPO из-за высокого спроса со стороны потенциальных инвесторов. На следующий день планируют объявить итоговую цену и выпустить бумаги на Мосбиржу. На данный момент называется диапазон 8–9,5 рублей за акцию. С помощью IPO «Кристалл» планирует привлечь 1 млрд рублей (сумма до налогов и расходов). 

Помимо бумаг «Кристалл» предлагает будущим акционерам делить доходы: платить дивиденды предполагается начиная с конца 2025 года: на это компания готова отдать от 50% до 80% чистой прибыли. 

С учетом названной цены за акции собственная оценка рыночной капитализации компании составляет от 7,4 млрд до 8,6 млрд рублей. «Названная верхняя граница — в 8,6 млрд рублей — это достаточно дорого для такой компании, как «Кристалл», — говорит Роман Романович, автор Telegram-канала Romanfinance об инвестициях. Как подчеркивает эксперт, если сравнивать водочную компанию с теми представителями алкоотрасли, которые уже вышли на российский фондовый рынок, например с «Белугой» и «Абрау Дюрсо», то «Кристалл» оказывается существенно дороже. Тот же мультипликатор Р/Е (отношение цены акции к прибыли на акцию) у «Кристалла» 70, в то время как у «Белуги» — всего 9.

То, что «Кристалл» оценивает себя довольно дорого при выходе на IPO, связано с тем, что бизнес у компании небольшой. При более низкой оценке «Кристалл» не сможет привлечь нужную сумму — 1 млрд рублей, который нужен компании для инвестпрограмм: на расширение производства, новые линии и спиртохранилища. 

Что известно о группе «Кристалл»? 

Романович напоминает: «Кристалл» — один из старейших алкогольных производителей в России (появился еще в 1901 году). За время своей истории он переживал и закрытие из-за сухого закона в 1914 году, и выкуп партийным деятелем, и банкротство в 2010-х. После него завод выкупил его нынешний владелец Павел Победкин, который и выводит «Кристалл» на Мосбиржу. 

95% выручки компании обеспечивает водка. Более того, пока участники рынка жалуются на снижение спроса на этот вид алкоголя, «Кристалл» фиксирует рост продаж — на 76% по итогам 2023 года. 

Это связано с тем, что «Кристалл» растет с низкой базы, наращивает производство и выходит на новые сегменты. Так, у компании в основном сейчас растет производство неводочных продуктов — джинов, настоек, ликеров и др. 

Что касается финансовых показателей, то по итогам 2023 года группа «Кристалл» рассчитывает получить выручку в размере 3,6 млрд рублей — это почти в 2 раза больше, чем в 2022 году. Такой показатель, как EBITDA (то есть прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации), предварительно составит 314 млн рублей и покажет рост более чем на 20%. Маржинальность (то есть эффективность бизнеса, а точнее, то, насколько выгодно компания вела продажи) за 2023 год должна снизиться — до 9% с 12% в 2022 году. 

При этом если смотреть на цифры за период с 2020 по 2023 год, то выручка «Кристалла» выросла в 5,5 раза, а чистая прибыль — в 4 раза. 

То есть компания в принципе очень хорошо растет. Более того, у нее и дальше амбициозные планы: согласно стратегии развития, к 2026 году «Кристалл» надеется увеличить выручку в 5 раз и в 22 раза — по прибыли. Эти планы на рынке воспринимаются как слишком амбициозные, хотя бы на фоне наличия сильных конкурентов, чью нишу «Кристаллу» придется занять. 

Например, не совсем понятно, как компания собирается вытеснять «Белугу» и расширять свою долю рынка в сегменте крепких напитков, при том что разница в масштабе бизнеса с «Белугой» почти десятикратная, говорит Романович. 

Таким образом, планы у «Кристалла» есть, но насколько они будут реализованы непонятно, и у рынка достаточно скептическое отношение к ним. В целом аналитикам нравится то, как компания росла, но большая часть из них сомневается в том, что «Кристалл» сможет выполнить озвученные цели.

Стоит ли покупать акции «Кристалла»? 

В результате к выходу на Мосбиржу «Кристалла» на рынке относятся сдержанно: ажиотажа, который сопровождал последние IPO на площадке — «Делимобиля» и «Диасофта», не наблюдается.

В целом можно прогнозировать, что свой миллиард «Кристалл» все-таки соберет — это относительно небольшие деньги для рынка, однако какого-то сверхспроса я не жду. Также пока неясны дальнейшие перспективы: я не уверен как в том, что «Кристалл» сможет стать новой «голубой фишкой», так и в том, что цена бумаг вырастет после старта IPO. Все-таки компания небольшая и уже выходя на биржу оценивается дорого, то есть запас для роста ограничен. 

Каждый инвестор решает сам, добавлять ли «водочные» бумаги в свой портфель или нет. Однако ему стоит учитывать не только показатели «Кристалла» и его агрессивные планы по развитию, но и общую конъюнктуру рынка, которую в том числе определяет политика властей. Так, в декабре 2023 года была принята программа по снижению потребления алкоголя в России — на 12% к 2030 году. Кроме того, в стране в целом потребление алкоголя снижается: если в 2009 году оно составляло 18 литров на человека, то в 2023 году сократилось до 9 литров. 

Копировать ссылкуСкопировано