КапиталДетали

Инвестидея недели: что нужно «Совкомфлоту», чтобы «всплыть» из убытков

На рынке ждут, что среди тех, кто выиграет от отмены санкций, будет «Совкомфлот». Именно его акции росли вслед за индексом Мосбиржи на фоне новостей о прогрессе в переговорах. Разбирались, какие перспективы выплыть у компании, чью выручку и прибыль пока потопили санкции.

Почему выросли акции «Совкомфлота»

Пока российский рынок бодро шел вверх на фоне геополитики, основными лидерами роста стали компании, которые больше всего выиграют от отмены санкций. В списке тех, чьи акции росли на этой неделе, помимо «Новатэка», «Аэрофлота» и «Газпрома», оказался «Совкомфлот».

Что создало позитив? Новости сначала об уже состоявшейся встрече президента РФ со спецпосланником своего американского коллеги Стивеном Уиткоффом, а затем о планируемой — уже непосредственно с Дональдом Трампом. На этом фоне индекс Мосбиржи прибавил к вечеру 8 августа 4,85%, «Совкомфлот» — плюс 6,13%, обогнав бенчмарк.

«Как только санкции отменятся, «Совкомфлот» может быть одним из лидеров роста, потому что в целом компания перспективная и, по сути, лидер морских перевозок нефтепродуктов в России», — считает Роман Романович, автор Telegram-канала Romanfinance об инвестициях. 

И это при том, что нынешние санкции привели к сокращению поставок и падению основных показателей у компании (82,8% которой принадлежит государству). Напомним, «Совкомфлот» специализируется на перевозках сжиженного газа, нефти и нефтепродуктов, он является одним из крупнейших в мире операторов танкерного флота. 

Что показал последний отчет «Совкомфлота»

Отчет за первое полугодие 2025 года компания представила по российским стандартам бухгалтерского учета. Как отмечает Романович, разница между ними и международными (отчетом по МСФО) может быть колоссальной. Однако какое-то представление все-таки нынешние цифры дают. Так, компания получила чистый убыток в размере 486,7 млн рублей. Год назад у «Совкомфлота» была чистая прибыль 3,7 млрд рублей. 

Выручка при этом упала почти в 64 раза (если сравнивать с аналогичным периодом 2024 года) — до 58,1 млн рублей в этом году, валовая прибыль рухнула в 1034 раза, до 3,5 млн рублей. (почувствуйте, что называется, разницу — в первом полугодии 2024 года она составляла 3,6 млрд рублей), убыток от продаж составил 1 млрд рублей (год назад была прибыль от продаж в 2,7 млрд рублей).

То, что бизнес «Совкомфлота» чувствует себя сейчас не очень хорошо — что и демонстрирует отчетность, — ожидаемо объясняется санкциями и сокращением поставок. Однако судить о том, как обстоят дела у компании, только по данным по РСБУ, некорректно, нужно дождаться отчета по МСФО, который должен быть в августе. 

Романович напоминает: у того же «Газпрома» часто по РСБУ фиксируются рекордные убытки, которых и близко нет, если смотреть по МСФО. 

При этом курс акций «Совкомфлота» больше реагирует не на бизнес-показатели, а на геополитику: очередные санкции, которые могут ввести США, снова уронят котировки, или, наоборот, если их не введут, то акции подорожают. 

По словам Романовича, от финансовых результатов «Совкомфлота» прямо сейчас рынок не ждет ничего хорошего. Все понимают, что большая часть флота находится под санкциями, страховка стоит дорого, сами суда постоянно приходится перерегистрировать — процесс усложняется, он требует дополнительных затрат и в итоге тянет вниз показатели компании. 

Стоит ли покупать акции «Совкомфлота»

Однако нынешняя не самая простая ситуация в бизнесе совершенно не означает отсутствие перспектив. Романович напоминает: «Совкомфлот» — по сути, лидер среди морских перевозчиков, доставляющих российские нефтепродукты. 

Поэтому главное, на что стоит инвесторам обращать внимание, это отмена санкций. Как только это произойдет, «Совкомфлот» может быть одним из лидеров роста. Ведь Россия сейчас в основном доставляет нефть и газ морем — это основной логистический канал. Трубный газ ограничен, как и трубная нефть. А морем можно масштабировать перевозки при наличии судов.

При этом Романович призывает не торопиться приобретать акции «Совкомфлота». Пытаться спекулировать на новостях в области геополитики и заработать на скачках котировок — дело рискованное и может обернуться убытками (особенно если учитывать, что непредсказуемость новостей обеспечивает Трамп). Лучше дождаться, пока ситуация с санкциями хоть немного прояснится. 

Тем, у кого уже есть бумаги «Совкомфлота» в портфеле, Романович рекомендует также занять выжидательную позицию. Рано или поздно санкционное давление ослабнет, и тогда есть шанс на дивиденды. 

Копировать ссылкуСкопировано