КапиталДетали

Инвестидея

Зачем Microsoft покупать создателя World of Warcraft и как это повлияет на инвестиционную привлекательность лидера ИТ-рынка и отрасли в целом.

Каждую неделю фондовый рынок переживает взлет или, наоборот, падение очередного актива. «Московские новости» разбирают самые интересные кейсы. 

Одной из главных новостей на этой неделе стал «шоппинг» Microsoft. Компания объявила о своей крупнейшей покупке: Microsoft собирается приобрести игрового гиганта Activision Blizzard, создателя World of Warcraft, за $68,7 млрд. «Московские новости» вместе с Артемом Калининым, управляющим активами Leon Family Office, разобрались, зачем Microsoft укреплять позиции на игровом рынке и какие в целом перспективы у лидеров ИТ-отрасли. 

Сколько стоит: $301,60 за акцию Microsoft

Что произошло

18 января Microsoft заявила, что планирует приобрести одну из двух крупнейших игровых компаний — Activision Blizzard. При этом покупка суммой в $68,7 млрд будет проведена за наличные и должна состояться в 2023 году. Что касается Activision Blizzard, то она известна как создатель таких культовых игр, как Call of Duty, World of Warcraft и Overwatch. После закрытия сделки Microsoft рассчитывает стать «третьей по величине игровой компанией по выручке после Tencent и Sony». 

Что нужно об этом знать

Геймеры называют сделку Microsofta личной победой Фила Спенсера, который возглавляет игровое подразделение компании. Ведь в его подчинении окажется гендиректор Activision Blizzard Бобби Котик. Правда, вопрос, сможет ли последний удержаться на посту главы игрового гиганта. Как напоминают пользователи соцсетей, за последнее время вокруг Activision Blizzard не утихают скандалы, связанные с обвинениями в сексуальных домогательств внутри компании, при этом Котик предпочитает отмалчиваться. 

Что касается Microsoft, то в компании рассчитывают, что покупка Activision Blizzard усилит позиции ИТ-гиганта в борьбе с главными конкурентами за игорный бизнес —   PlayStation от Sony Corp. Microsoft получит контроль над крупнейшими игровыми франшизами (Call of Duty, Overwatch. Diablo и Warcraft) и таким образом расширит предложение для консоли приставки Xbox, которую производит. Кроме того, это станет «кирпичом для метавселенной», которую компания также обещает активно развивать. 

Как отмечает Артем Калинин, управляющий активами Leon Family Office, «железо» для Microsoft —  это отличный бизнес. Просто эта отрасль работает по бизнес-модели hook and bait («крючок и приманка»). Microsoft вышел на игровой рынок с приставкой Xbox, а теперь они будут предлагать скачать игры через свою консоль —  таким образом, компания забрала себе весь цикл общения с клиентом, говорит эксперт. 

Своевременная покупка  

Исторически фишка  Microsoft в том, что она никогда не сдается. Если эта компания занялась каким-то бизнесом, то потратит любые деньги, любые усилия и время, чтобы стать лучшей или одним из лидеров. Вспомнить хотя бы браузерные войны, когда Microsoft активно продвигал свой продукт Internet Explorer и собственный поиск Bing. Сейчас на очереди игровой бизнес, который компания активно развивает последние несколько лет. Новость о покупке, кстати, уже ударила по конкурентам —  производитель приставки Play Station компания Sony просела на этом фоне на 6%.

Что касается самой Activision Blizzard, то, по мнению Калинина, обычно такие компании —  активные, с хорошей позицией на рынке — не продаются. В данном случае согласиться на сделку игрового гиганта вынудил сразу ряд фактором. Помимо скандалов вокруг сексуальных домогательств внутри компании, основную роль сыграла ее неудачная стратегия развития. 

В последнее время игры с компьютера вытесняются мобильными играми: этот тренд наблюдается на рынке последние пять лет. Однако главные игровые гиганты —  Activision Blizzard и его главный конкурент, Electronic Arts, эту тему пропустили и не развивали направление. В итоге Activision Blizzard оказался в стратегическом тупике, на выход из которого нужны средства. О том, что их компании не хватает, говорит тот факт, что в ноябре 2021 года она отложила выход сразу двух новых игр, Diablo IV и Overwatch 2. В этот момент Microsoft и его капитал, видимо, пришлись, как нельзя кстати. 

Обманчивая стабильность 

На фондовом рынке принято считать, что одни из главных «гарантов стабильности» — это крупные ИТ-компании. Их бизнес развивается, несмотря на внешние экономические факторы. Однако эксперт предупреждает: в этот раз они могут сказаться даже на лидерах отрасли. 

В целом ИТ можно разделить на супер-монстров, таких как Microsoft, Facebook, Apple Amazon и Google, и более мелких участников рынка. Все эти компании относятся к компаниям роста, поэтому плохо себя чувствуют в период ужесточения монетарной политики. Но маленькие компании по определению слабее, поэтому начали падать в ожидании этого ужесточения еще в феврале прошлого года. А гиганты держались вплоть до начала 2022-го.

Как поясняет Калинин, специфика ИТ-бизнеса в том, что ему нужны постоянные финансовые вливания для развития, поскольку такие компании не самодостаточные. Капитал становится дороже из-за повышения ключевой ставки, поэтому сами компании должны стоить дешевле. 

Если же говорить о второй части рынка —  гигантах, включая Microsoft, то такие корпорации прибыльные сами по себе, и на их стабильность на данный момент действия ФРС только начали влиять. Однако вопрос в том, как долго позиции таких компаний на фондовом рынке останутся устойчивыми. И, судя по всему, дальше игнорировать влияние регулятора у «монстров» не получится —  они будут также падать, хоть и менее заметно, чем «мелочевка».

По мнению Калинина, на данный момент, как бы масштабно и устойчиво не выглядел бизнес ИТ-гигантов, лучше не торопиться «заходить» в их активы. Стоит дождаться, когда инфляция в США начнет замедляться, а вместе с этим будет смягчаться политика ФРС. Это и будет хорошим моментом для покупки таких акций. 

Мнение наших экспертов носит информационный характер. Решение, какой актив покупать и стоит ли это делать, остается ответственностью инвестора.

Копировать ссылкуСкопировано