КапиталДетали

Инвестидея

Как общее падение российского рынка уронило продуктовых ритейлеров и чем они привлекательны для инвестора накануне Нового года.

Каждую неделю фондовый рынок переживает взлет или, наоборот, падение очередного актива. «Московские новости» разбирают самые интересные кейсы. 

Сколько стоит: «Магнит» — 5 755,50 руб. за акцию, X5 Group — 2 099 руб. за акцию (данные на 3 декабря).  

Что произошло

Котировки двух крупнейших российских продуктовых ритейлеров на этой неделе пережили очередное падение (см. графики). В целом за месяц акции X5 Group потеряли более 13%, а бумаги «Магнита» — 14%. 

Что повлияло

Эксперты объясняют это общим нисходящим трендом: российский рынок падает на фоне сразу нескольких факторов. 

Один из них — геополитический: падение спровоцировали в том числе слухи о возможном военном конфликте России с Украиной (на прошлой неделе разведка последней опубликовала данные, что Москва стягивает войска к общей границе и готовится к вторжению в начале следующего года). Кроме того, российский рынок просел как развивающийся на фоне разговоров о предстоящем ужесточении политики американского регулятора ФРС (Федеральной резервной системы США). Такое решение плохо для рисковых активов, к которым относятся как раз российские компании.

Роман Романович, инвестор и автор подкаста «Поговорим об инвестициях», убежден, что на общую ситуацию на рынке также влияет глобальная инфляция. «Она везде растет, и это вынуждает банки поднимать ставки, что охлаждает и будет охлаждать экономику», — говорит эксперт. Этот показатель в США в октябре достиг максимума за последние 30 лет, ускорившись до 6,2% в годовом выражении. 

Что касается России, то у нас тоже свои рекорды (по данным Росстата):

  • на 0,46% резко выросли цены на последней неделе ноября. Такой рост был впервые с начала 2019 года. 
  • 7,51% достигла инфляция с начала года по 29 ноября (год назад за аналогичный период цены увеличились всего на 4,05%). 
  • 8,38% — инфляция в годовом же выражении (если сравнивать с ноябрем 2020 года).

Падение котировок крупнейших российских продуктовых ритейлеров — «Магнита» и X5 Retail (на бирже — X5 Group) — часть общего тренда, частью которого оказались компании. 

Мнение эксперта: 

Роман Романович, инвестор и автор подкаста «Поговорим об инвестициях»

«Акции «Магнита» и X5 Retail (на бирже X5 Group) падали за компанию со всем российских рынком. Между тем, именно это снижение дает хороший шанс для покупки акций этих эмитентов. Сейчас обе компании стоят дешево и недооценены. Однако в целом этот бизнес — один из самых устойчивых. Главное преимущество таких компаний — потребительский спрос, который стабилен во времена кризиса. Эта отрасль, которая не растет сверхдинамично, но делает постоянную выручку и зарабатывает на росте инфляции. Прибыль компаний в конце 2021 года может быть даже выше, чем в прошлом году — за счет роста цен. Это, кстати, одна из особенностей их бизнеса в кризис: выручка именно продуктовых сетей в эти периоды растет.   

Кроме того, у «Магнита» и X5 Retail есть дополнительные стимулы спроса: вот-вот начнется традиционный сезон хорошей выручки — новогодние праздники. Как известно, для россиян продукты и алкоголь — это самая значимая статья расходов (29% дохода, по данным аналитиков Deloitte). В праздники объем таких трат всегда вырастает. Это обещает хорошие показатели по четвертому кварталу и рост котировок в дальнейшем». 

Больше дивидендов 

В пользу X5 Retail и «Магнита» как объектов инвестиций говорит то, как компании ведут свой бизнес. Ритейлеры являются лидерами рынка, у которых ускоряются темпы роста.

За 9 лет совместная доля X5 Retail и «Магнита» более чем удвоилась — с 10% до 22% по итогам прошлого года. Особенно активно гиганты развиваются в кризис — так было в 2015–2016 годах и в 2020-м. Как поясняет Романович Роман, крупные игроки вытесняют с рынка слабые сети, занимая их место. Например, в этом году «Магнит» приобрел сети «Дикси» за 87,6 млрд руб. и получил более 2,4 тыс. магазинов сети и 39 магазинов «Мегамарт» в придачу. Кстати, после этой сделки общее число магазинов под управлением «Магнита» превысило число торговых точек X5 Retail. 

«Активное развитие бизнеса компании говорит о том, что она будет больше зарабатывать и будет делиться своей прибылью с акционерами — они будут получать больше дивидендов», — говорит Роман. Так, ожидаемая доходность по дивидендам у «Магнита» сейчас 8,5%, у X5 Retail — 8,6% (правда, у первой компании инвестор заплатит стандартный НДФЛ в 13%, у второй — 15%, поскольку компания зарегистрирована в Нидерландах). 

Мнение эксперта: 

Роман Романович, инвестор и автор подкаста «Поговорим об инвестициях»

«Присматриваясь к продуктовому ритейлу, помимо отчетности и новостей о расширении, стоит учитывать еще несколько показателей. Среди них — продажи в сопоставимых магазинах LFL. Это показатель говорит о лояльности покупателей. Если он растет, значит больше людей ходят в магазины сети. Плюс важна динамика среднего чека — она показывает, стали ли люди больше тратить денег у ритейлера. Кроме того, стоит учитывать формат, в котором работает компания. Например, сеть «Лента» специализируется на гипермаркетах, которые сейчас теряют свою востребованность. Из-за пандемии россияне предпочитают магазины в шаговой доступности. Это тоже говорит о перспективах компании и будущей прибыли акционера». 

Мнение наших экспертов носит информационный характер. Решать, какой актив покупать и стоит ли это делать, остается ответственностью инвестора.

Копировать ссылкуСкопировано