КапиталДетали

Импортозамещение судовых двигателей и другие тренды регионального бизнеса

В Мордовии начали выпускать вагоны-хопперы для перевозки сыпучего сырья, а также запустили завод по производству кормов для животных. В Волгоградской области «Синара» готовится к выпуску судовых малооборотных двигателей мощностью свыше 10 МВт для крупнотоннажных судов.

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

В Мордовии стартовал выпуск вагонов-хопперов

На производственной площадке в Саранске компания «РМ Рейл» начала серийный выпуск вагонов-хопперов.

Факты

  • «РМ Рейл» может выпускать все виды подвижного состава, которые включают цистерны, полувагоны, крытые вагоны, платформы. За 2023 год компания выпустила 10,6 тыс. грузовых вагонов.
  • Хоппер является саморазгружающимся грузовым вагоном для перевозки массовых сыпучих грузов (например, угля, руды, цемента, песка, зерна и так далее). Кузов у вагона-хоппера должен иметь форму воронки, в ее нижней части находятся люки, при открытии которых груз высыпается под своим весом, что способствует быстрой разгрузке.
  • На данном этапе в РФ вагонами-хопперами занимаются немногие предприятия, в том числе «Уралвагонзавод» и «Алтайвагон».

Перспективы

  • На площадке «РМ Рейл» в Саранске начался серийный выпуск вагонов-хопперов модели 19-1274. По планам компании, весной 2024 года она должна выйти на объемы выпуска 180 единиц вагонов-хопперов в месяц.
  • Новый вагон необходим для бестарной перевозки гранулированных крупнозернистых кристаллических неслеживающихся коррозионно-активных минеральных удобрений и остального сыпучего порошковидного сырья.
  • Вагон-хоппер будет иметь два варианта модификации: один из них будет расположен на стандартной тележке с нагрузкой 23,5 тс или с увеличенной нагрузкой 25 тс. Его грузоподъемность — 71 тонна, объем кузова — 107 куб. метров, а срок службы вагона — 26 лет.
  • Второй вариант имеет тот же объем кузова, только грузоподъемность будет 77 тонн и срок службы — 32 года.
  • Одним из заказчиков вагонов является крупная компания по выпуску минеральных удобрений «Акрон». Она суммарно должна получить 500 хопперов данной модели.
  • На данный момент зафиксирован спрос на хопперы, который связан с высоким урожаем зерновых и большими объемами списания старого парка. В 2021 году доля хопперов составляла 9% от общего числа вагонов в России, а в 2023 году показатель вырос в 2 раза — до 18%.

Риски

  • Репутация компании «РМ Рейл» часто портится за счет громких скандалов. В 2022 году заместителя генерального директора по развитию компании обвинили в коммерческом подкупе на 660 тыс. рублей. Дело пока не закрыто.
  • «РМ Рейл» замечен в конфликте с компанией-конкурентом. В 2023 году «РМ Рейл» подал патентный иск, касающийся конструкционных решений в фитинговых платформах 13-2162, на 1,5 млрд рублей к «Алтайвагону». Однако суд не удовлетворил иск «РМ Рейл».
  • Работники предприятия из года в год жалуются на текучку кадров, которая связана с отсутствием профессионального роста, отпусками, больничными за свой счет и другими проблемами.

«Синара» готовится выпускать двигатели для крупнотоннажных судов в Волгоградской области

Крупный проект направлен на импортозамещение судовых малооборотных двигателей мощностью 10–12 МВт, которые пока не производятся в России. Объем инвестиций составит 190 млрд рублей, а разработка и создание первых образцов российских двигателей займет не менее пяти лет.

Факты

  • АО «Группа Синара» — российская диверсифицированная компания, объединяющая предприятия различных отраслей, среди которых машиностроение, металлургия, девелопмент, финансовые услуги, индустрия туризма и отдыха и другие. 
  • В февраля 2024 года стало известно, что «Синара» может стать партнером государства в мегапроекте по производству судовых малооборотных двигателей для крупнотоннажных гражданских судов — газовозов, танкеров, балкеров, контейнеровозов.

Перспективы

  • Предполагаемые инвестиции в проект оцениваются в 190 млрд рублей.
  • В качестве возможной площадки для производства рассматривается бывший завод «Красный октябрь» в Волгоградской области, который сейчас проходит процедуру банкротства.
  • Предполагается, что в 2024 году «Синара» создаст инжиниринговый центр, а также запустит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Первые образцы российских малооборотных двигателей могут появиться в течение пяти лет.
  • Проект направлен на производство судовых малооборотных двигателей мощностью 10–12 МВт. Потребность в его реализации возникла после введения санкций в отношении российской судостроительной отрасли.
  • Пока в России производят только судовые двигатели мощностью до 7,5 МВт, однако для крупнотоннажного судостроения нужны более мощные образцы, которые ранее полностью импортировались. Основными поставщиками выступали компании MAN (Германия), WINGD (Швейцария), Japan Engine Corporation (Япония) и Wartsila (Финляндия).
  • Поставки судовых двигателей из Китая затруднены, так как там их производят по западным лицензиям и с использованием западных комплектующих.
  • Минпромторг планирует строительство до 2040 года не менее 270 крупнотоннажных судов, для которых потребуется не менее 414 судовых малооборотных двигателей мощностью свыше 10 МВт.

Риски

  • В России наблюдается дефицит мощностей, способных строить крупнотоннажные суда, на которые должны ставить новые двигатели. Эксперты отмечают, что сегодня под эти цели можно модернизировать только два завода: Балтийский завод в Санкт-Петербурге и «Залив» в Керчи. Также не хватает технологий и оборудования.
  • Господдержка судостроения, по мнению представителей отрасли, пока недостаточна. Гендиректор ОСК А. Пучков отмечает, что для развития отрасли ее уровень нужно увеличить с 8–9% от себестоимости судна до 30%.
  • Эксперты подчеркивают, что двигателя мощностью 10–12 МВт достаточно для судов дедвейтом до 70 тыс. тонн без ледового класса, а на более крупных судах (например, больших газовозах) их использование может быть проблематично. Решение проблемы возможно путем использования двух двигателей на одном судне.
  • В самой «Синаре» пока не подтверждали участие компании в проекте. При этом только на разработку и создание нового двигателя уйдет не менее 5 лет. Тем самым выпуск судов с российскими двигателями остается пока за горизонтом надежного планирования. 

В Мордовии запущен завод по производству кормов для животных

В поселке Атяшево группа компаний «Талина» запустила завод по производству сухих кормов для животных.

Факты

  • Группа компаний «Талина» является холдингом по производству свинины и различной продукции из нее. Холдинг входит в топ-10 крупнейших мясоколбасных компаний России. Новым проектом будет заниматься ООО «Добрый хозяин».
  • ГК «Талина» выпускает большой ассортимент кормов для животных: бренды «Вкусная Миска», L`amour, Kissa, Kӧtt, а также новые торговые марки кормов для собак Love&Gav, Royal Food и DӧGG.
  • Компания «Талина» к 2025 году планирует увеличить выпуск кормов до 80 тыс. тонн ежегодно (с нынешних 40 тыс. тонн).
  • За 11 месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года производство кормов для животных в РФ возросло — на 0,3%. В 2022 году в России было выпущено 1 377 538 тонн корма для домашних животных.
  • Крупнейшими производителями корма для домашних животных в России являются «Мираторг» (бренд Winner), «Лимкорм» (бренд Sirius), «Акана» (бренд Blitz) и др.

Перспективы

  • ГК «Талина» запустила новый цех по производству сухих кормов для животных на территории уже работающего предприятия. Новая производственная площадка имеет площадь примерно 13 тыс. кв. метров.
  • Строительство нового производства стартовало в декабре 2022 года и было завершено в феврале 2024-го.
  • Вложения в данный проект составляют 1,7 млрд рублей.
  • Первые партии кормов будут выпущены уже в первом квартале 2024 года. После выхода на полную мощность ежегодно будет выпускаться до 50 тыс. тонн корма.
  • Сырье для производства будет поставляться с предприятий ГК «Талина».
  • На новом производстве будет трудоустроено 113 человек.
  • В перспективе ГК «Талина» реализует второй проект по производству влажных кормов в том же поселке Атяшево. Инвестиции в него составят более 2 млрд рублей.

Риски

  • Уход западных компаний по производству различных кормов для животных существенно повлиял на рост цен на внутреннем рынке корма в России.
  • С 1 октября 2024 года в России, скорее всего, будет введена обязательная маркировка сухих кормов для домашних животных, а с 1 марта 2025-го — влажных кормов. Данную идею продвигает Минпромторг. Существует мнение, что маркировка усилит влияние крупнейших производителей и ухудшит положение небольших брендов. В случае ГК «Талина» это требует активной работы по завоеванию рынка.
  • Производство кормов для животных осложнено экологическими проблемами: выбросы с предприятия существенно загрязняют окружающую среду.