Нелегальный оборот алкогольной продукции в 2020 году составил 2,5 млрд руб. Такие данные следуют из исследования компании Group-IB, специализирующейся на информационной безопасности. Результаты опубликованы на сайте компании.
- Из-за ограничительных мер, связанных с коронавирусом, в 2020 году выросло количество поисковых запросов о покупке алкоголя в интернете.
- Уровень продаж спиртного через Рунет остался таким же, что и в 2019 году.
- В апреле 2020 года аналитики зафиксировали, что запросов «купить алкоголь с доставкой» стало больше в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом в 2019 году.
- В 2017 году оборот составил 1,7 млрд рублей, в 2018 году — 2,1 млрд рублей.
Детали исследования
Эксперты Group-IB утверждают, что оборот онлайн-продаж алкогольной продукции в 2020 году остался на прежнем уровне из-за антикоронавирусных ограничительных мер, а также в связи с сокращением поставок на массовые мероприятия. «В уходящем году покупатели все чаще заказывали алкоголь не для корпоративов, дружеских застолий или семейных праздников, а исключительно «для себя», — говорится в исследовании.
- По данным аналитиков, благодаря активным блокировкам со стороны Роскомнадзора и поставщиков, число интернет-ресурсов, продающих алкоголь, за год сократилось с 2,5 тыс. до 2 тыс.
- В 2020 году средняя посещаемость сайта, продающего и доставляющего алкоголь, составила 120 пользователей в сутки, или 3,6 тыс. в месяц.
- По подсчетам аналитиков, в 2020 году продавцы 2 тыс. онлайн-магазинов зарабатывали примерно от 90 млн рублей в месяц, или 1,08 млрд рублей в год.
- Специалисты обнаружили 50 интернет-ресурсов, которые продают подделки известных марок алкогольной продукции, на своих сайтах продавцы открыто об этом пишут. Средняя посещаемость таких порталов — 220 пользователей в день, или 6,6 тыс. в месяц.
Переход онлайн-торговли в Instagram и Telegram
Специалисты Group-IB отмечают, что с пандемией ускорился переход онлайн-продавцов алкоголя в социальные сети и мессенджеры.
- За год количество крупных реализующих алкогольную продукцию аккаунтов в Instagram увеличилось более чем в 2 раза — до 100 групп.
- В мессенджере Telegram эксперты обнаружили 50 активных каналов и групп, в 2019 году таких сообществ было 30. Общее число подписчиков каналов, продающих алкоголь, составляет свыше 160 тыс.
- Предполагаемый оборот онлайн-продаж алкоголя в социальных сетях и мессенджерах достиг 1,3 млрд рублей.
Разрешение на онлайн-продажу алкоголя
С 2007 года в России запрещена розничная продажа алкоголя дистанционным способом.
- В октябре 2020 года директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнец заявил, что разрешения на продажу алкоголя в интернете в ближайшее время не стоит ждать. Вопрос розничной интернет-торговли алкоголем в России обсуждается уже несколько лет. В 2018-м Минфин внес в правительство законопроект, который предполагал запуск с 2019 года продаж через интернет пива, российского вина и шампанского, однако он так и не был принят. Против онлайн-торговли спиртным выступают Минздрав и Роспотребнадзор.
- 29 декабря Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) обратилась к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой временно разрешить продажу алкоголя онлайн-ритейлерам. По словам участников рынка, благодаря этому сократится концентрация людей в магазинах в новогодние праздники.