Мир в огнеДетали

«Государственное пиратство»: Reuters обвинил индонезийские ВМС в вымогательстве. Самые коррумпированные порты мира

«Захватить корабль, арестовать капитана, потребовать от компании выкуп», — так описал действия индонезийских военных один из иностранных капитанов, обвинив их в разработке коррупционной схемы.

Что происходит

За последний год ВМС Индонезии задерживали десятки судов по подозрению в незаконной стоянке в водах страны и освобождали только после получения «неофициальных платежей», утверждает Reuters. 

Детали

По словам капитана одного из задержанных судов, ВМС Индонезии освобождает корабли только после получения от судоходных компаний выплаты в $300–400 тыс. 

Как это работает

Юристы настаивают: хотя флот имеет право защищать свои воды, должно быть проведено официальное судебное разбирательство.

Расклад сил

По данным Морской антикоррупционной сети, Индонезия находится на втором месте по взяточничеству, первое занял Суэцкий канал в Египте. Следом идут Нигерия, Малайзия и Вьетнам.

Что происходит

Военно-морские силы Индонезии захватывают иностранные суда с целью получения выкупа, пишет Reuters. По данным издания, за последний год десятки судов, ожидающих входа в Сингапур, были задержаны ВМС Индонезии за незаконную стоянку на якоре в водах страны. Большинство из них освободили после того, как судовладельцы неофициально заплатили индонезийским военным, пишет издание.

  • Флот Индонезии задерживает иностранные грузовые суда в водах к востоку от Сингапура, пока те ожидают разрешения войти в город-государство. Как объясняют военные — по подозрению в том, что корабли швартуются в индонезийской акватории без уплаты портовых сборов.
  • В ВМС Индонезии заявляют, что все задержания проводятся по закону, в судебном порядке. На время разбирательства членов экипажа обеспечивают едой и всем необходимым, никаких неофициальных платежей военные не запрашивают и не получают.
  • Однако капитаны задержанных судов заявляют об «официальном пиратстве на уровне государства», обвиняя военно-морские силы в вымогательстве.

Это пиратство в его простейшей форме: захватить корабль, арестовать капитана, потребовать от компании выкуп.

Дэвид Леду
бывший капитан американского судна для прокладки оптоволоконных кабелей Reliance
  • Посольство США в Джакарте также заявило агентству, что ему известно о задержании кораблей и последующих выплатах «лицам, утверждающим, что они представляют ВМС Индонезии». «При плавании в этих водах необходимо проявлять осторожность», — отметили в диппредставительстве.
  • Представитель ВМС Индонезии Джулиус Виджойоно заявил, что военно-морские силы намерены провести расследование по этому вопросу, однако не уточнил подробностей и сроков его проведения.

Детали

Несколько капитанов иностранных судов рассказали журналистам о том, как они были захвачены индонезийскими военными.

  • 57-летний Дэвид Леду, американец, был капитаном судна для прокладки оптоволоконных кабелей Reliance, когда оно было арестовано морскими силами Индонезии в прошлом году. 
  • Он заявил, что представители ВМС Индонезии угрожали ему тюрьмой, однако он смог избежать ареста после того, как владелец судна неофициально заплатил за его освобождение. Сумму выкупа он не уточнил. 
  • По словам Леду, выплаты средств и освобождения он вместе с другими капитанами ожидал в течение нескольких недель. Леду рассказал, что на время ожидания его поместили «в темную, душную комнату, где была только кровать и грязный туалет». 
  • После освобождения Леду подал в отставку.
  • 47-летний Гленн Мадогиног, капитан нефтяного танкера Seaways Rubymar, также сообщил, что его несколько месяцев держали на военно-морской базе Индонезии с целью получения выкупа вместе с другими капитанами. 
  • По словам Гленна, других капитанов освободили после того, как судовладельцы заплатили по $300–400 тыс. за каждого из них. 
  • Однако фирма Гленна Мадогиноги отказалась платить выкуп и пыталась освободить своего капитана законным, официальным путем. Тогда Мадогиногу приговорили к 60 дням тюремного заключения, которое он отбывал вместе с преступниками, осужденными за убийства, насилие и педофилию, «в переполненной, кишащей тараканами камере».
  • Отбыв наказание, Мадогиног вернулся к семье в Манилу, месяцы заключения он вспоминает как «худшие в жизни».
Фото: Glenn Madoginog

Как это работает

Юристы объяснили, почему схема вымогательства, которую используют в акваториях близ Индонезии, работает успешно.

  • Район, где, по данным журналистов, задерживают корабли, находится на расстоянии более 12 морских миль (22 км) от основной береговой линии Индонезии. Суда, стоящие на якоре на таком расстоянии от берега, находятся в международных водах в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву. 
  • Но Индонезия — это обширный архипелаг, состоящий более чем из 17 тыс. островов, — и к территориальным могут относиться воды вокруг небольших необитаемых островов или незаметных рифов, что может вводить в заблуждение капитанов. По словам экспертов, капитаны годами бросают якорь в этих водах, полагая, что находятся в нейтральной зоне территории и что не несут ответственности за какие-либо портовые сборы.
  • Юристы отмечают, что флот Индонезии имеет право защищать свои воды, но за задержанием обязательно должно последовать судебное разбирательство.
  • По словам судовладельцев, компании обычно соглашаются заплатить $300–400 тыс. — это меньше, чем потенциальные потери доходов от простоя судов с ценными грузами (например, нефтью или зерном).

Расклад сил

Со взяточничеством в области судоходства на мировом уровне борется Морская антикоррупционная сеть (MACN).

  • Более 10 лет назад MACN разработала платформу под названием Anonymous Incident Reporting. С ее помощью судовладельцы всего мира могут делиться информацией о случаях вымогательства.
  • В этом году на основе собранных данных MACN опубликовала первый в своем роде отчет о коррупции на море.
  • Согласно данным MACN, чаще всего вымогателями являются представители администрации морских портов — в 20% случаев, лоцманы (16%), а также сотрудники таможенных служб (12%).
  • В MACN подчеркнули, что вне зависимости от того, кто является вымогателем, коррупция почти всегда ведет к задержке судна в порту, что негативно сказывается на мировых цепочках поставок, «особенно сейчас, когда экономика находится под давлением». 
  • Лидером по уровню коррупции, согласно данным MACN, стал Суэцкий канал в Египте, там промышляет больше всего вымогателей. Индонезия заняла второе место, следом идут Нигерия, Малайзия и Вьетнам.

Фото обложки: Glenn Madoginog

Копировать ссылкуСкопировано