Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».
В Зеленограде завершили строительство завода по производству лекарств
Там будут выпускать препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной и костно-мышечной систем, пищеварительного тракта, а также противомикробные. Ожидается, что это сыграет важную роль в импортозамещении.
Факты
- Зеленоградская компания по производству лекарств Bright Way Industries входит в холдинг Bright Way Group. Ему принадлежит фармзавод в Кургане Velpharm и дистрибьютор Veltrade.
- В 2018 году руководство Bright Way Industries и мэр Москвы Сергей Собянин подписали соглашение о строительстве производственного комплекса полного цикла в Зеленограде.
- Он расположен на площадке «Алабушево»
ОЭЗ «Технополис Москва», в связи с чем Bright Way Industries получит право на льготы, включая налоговые, как резидент ОЭЗ. - Площадь завода — около 33 тыс. кв. метров. Инвестиции составили порядка 2,5 млрд рублей.
- Строительство завершилось в октябре 2022 года. Запуск предприятия ожидается в начале 2023-го. Там планируется выпускать до 3,6 млрд единиц 80 лекарств.
Перспективы
- Как заявили в правительстве Москвы, выпускаемые на предприятии лекарства пойдут в основном на нужды системы здравоохранения РФ, что крайне важно для импортозамещения. Сейчас отечественная фармацевтическая отрасль зависит от импорта — по количеству иностранные препараты занимают порядка 35% рынка, а по деньгам — около 57%.
- Кроме того, новое предприятие обеспечит рабочими местами свыше 350 человек.
Риски
- Сроки запуска завода откладывались, из-за чего вырос объем инвестиций — в 2018 году на строительство закладывалось всего 1,8 млрд рублей. Введение в эксплуатацию с опозданием и увеличение инвестиций повышают риск еще больших издержек в будущем.
В Тольятти строят крупный маслоэкстракционный завод
На заводе планируется производить подсолнечное, соевое, льняное и рапсовое масло. Проектом занимается ООО «Тольяттинский комбинат пищевых продуктов» (ТКПП).
Факты
- ТКПП специализируется на переработке масличных и зернобобовых культур. 100% уставного капитала компании принадлежит Павлу Рыжих, связанному с группой компаний «ЭФКО». «ЭФКО» — один из крупнейших российских производителей маргарина, выпускает также майонез, кетчупы, молочные и кисломолочные продукты.
- Новый производственный комплекс ТКПП строится на площадке ОЭЗ «Тольятти», что также дает комбинату право на льготы, как резиденту ОЭЗ.
- Пока завершено 50% работ. Запуск завода планируется в мае 2023 года. На реализацию проекта выделили около 15 млрд рублей.
- На предприятии будут перерабатывать до 2 тыс. тонн маслосемян в сутки и выпускать подсолнечное, соевое, льняное и рапсовое масло.
Перспективы
- В ходе реализации проекта создадут 700 рабочих мест.
- Производственное оборудование, которым оснастят завод, позволит использовать меньше веществ, вредных для человека и экологии.
- Мощность завода в будущем планируют увеличить в 2 раза. Это сделает его крупнейшим предприятием по переработке таких культур в России.
- Как ожидается, объем урожая основных масличных культур в 2022 году в России превысит 25–26 млн тонн — это больше, чем в 2021-м на 10–13%. Тем актуальней становится строительство завода по переработке маслосемян.
- Удобное в географическом плане расположение комплекса в Тольятти позволит поставлять сырье по Волго-Донскому каналу и речной системе Волги, а в перспективе — экспортировать продукцию в страны Каспийского бассейна и Средиземноморья.
Риски
- На российском рынке растительных масел усиливается конкуренция. Например, в 2022 году группа «Черкизово» ввела в эксплуатацию завод по переработке сои в Липецкой области, а в 2021-м новый маслоэкстракционный завод в Орловской области запустил «Мираторг». Кроме того, у этих двух компаний есть еще и преимущество: они используют сырье, выращенное на принадлежащих им полях, и поэтому не зависят от внешних производителей.
- По мнению экспертов, предложение на отечественном рынке масложировой продукции сейчас полностью покрывает спрос, поэтому успех нового предприятия будет зависеть от налаживания экспорта, что пока затруднительно из-за западных санкций.
- В октябре 2022 года аналитики понизили прогноз урожая подсолнечника в России. Это может отрицательно сказаться на загрузке завода после введения его в эксплуатацию.
Участники проекта по строительству морского порта Индига в НАО согласовали условия инвестирования
Стороны определили цели инвесторов, перечень объектов финансирования и риски. В рамках проекта появится не только незамерзающий порт, но и железная дорога длиной 612 км.
Факты
- Строительство глубоководного порта Индига в Ненецком АО обсуждается еще с советских времен. Наконец, в 2019 году интерес к нему проявила частная инвесткомпания AEON, а в начале 2022 года — горнопромышленный холдинг «Руститан», реализующий проекты в Коми.
- В апреле 2022 года главы Российского союза промышленников и предпринимателей, НАО и Коми, а также руководство AEON, «Руститан» и финансовой компании «ИнфраВЭБ» договорились о создании национального горнопромышленного кластера, который включит порт Индига и ведущую к нему железную дорогу.
- Будущий порт сможет принимать крупнотоннажные суда с грузоподъемностью от 150 тыс. до 300 тыс. тонн. Кроме того, появятся нефтяной и угольный терминалы. В порту будут отгружать также газ и древесину. На первом этапе проекта общий грузооборот порта составит 8 млн тонн, а к 2030-му — более 80 млн тонн.
- Строительство порта начнут в 2023 году, а запуск намечен на 2028 год.
Перспективы
- Индига будет незамерзающим портом благодаря влиянию теплого течения Гольфстрим и разрушению льда в регионе приливно-волновой энергией. Движение судов без ледоколов на запад будет возможно 7–8 месяцев в году, а на восток — 4–5 месяцев в году.
- Запланированная железная дорога протянется из города Сосногорска в Коми до порта Индига. Она свяжет порт с единой железнодорожной сетью России.
- «Руститан» с 2011 года строит горно-металлургический комплекс по переработке ископаемых с Пижемского месторождения в Коми. Разработка этого месторождения начнется как раз в 2028 году, то есть одновременно с запуском железной дороги и самого порта Индига.
- Порт позволит увеличить грузопоток по Северному морскому пути до 80 млн тонн в год к 2024 году и экспортировать продукцию в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, что соотносится с поручением президента РФ Владимира Путина.
Риски
- Сроки начала реализации проекта не раз переносились. В связи с этим выросла и его стоимость. Еще в 2019 году расходы на всю инфраструктуру оценивались в 300 млрд рублей. Теперь стоимость одного только порта составляет более 353,1 млрд рублей.
- До сих не выбран инвестор, который профинансирует строительство железной дороги. Ее стоимость также выросла — со 160 млрд рублей до 340 млрд.
- Железная дорога пройдет через пять особо охраняемых природных территорий, нерестовые реки, пути перехода оленей и пастбища. Строительные работы и движение поездов могут негативно сказаться на экологии региона.
- В Российском союзе промышленников и предпринимателей заявили, что для устранения вреда для экологии нужно внести изменения в проект. Это может сделать его еще дороже.