КапиталДетали

Глиноземный завод-рекордсмен и другие тренды регионального бизнеса

В Иркутской области введут в строй два новых энергоблока ТЭЦ-11, в Ленинградской области построят самый крупный глиноземный завод в России, в морском порту в Дагестане появится зерновой терминал.

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

В Иркутской области введут в строй два новых энергоблока ТЭЦ-11

Они расположатся на площадке действующей ТЭЦ-11. Сумма инвестиций в проект составит 200 млрд рублей.

Фото: irk.ru

Факты

  • ТЭЦ-11 была запущена в эксплуатацию в 1959 году, она расположена в городе Усолье-Сибирское в 70 км к северо-западу от Иркутска. В ее состав входят семь турбогенераторов и девять котлоагрегатов. Ранее капитальный ремонт ТЭЦ-11 не проводился.
  • Установленная мощность ТЭЦ-11 составляет 320,3 МВт, тепловая мощность — 1 056,9 Гкал/ч (гигакалорий в час). Благодаря такой тепловой мощности ТЭЦ может за 60 минут нагреть около 10 тыс. тонн воды от 0 до 100 градусов.
  • Тепловая энергия ТЭЦ-11 используется для отопления и горячего водоснабжения Усолья-Сибирского и Усольского района.
  • В Иркутской области в структуре «Иркутскэнерго» работают три ГЭС (Братская, Иркутская, Усть-Илимская) и 11 ТЭЦ .
  • В Иркутской области в 2023 году потребление электроэнергии составило около 10,2 тыс. мегаватт, что на 1 тыс. мегаватт больше, чем в 2022 году. Рост потребления во многом связан с майнингом криптовалюты, в том числе нелегальным, из-за которого происходит перегрузка электросетей.
  • Иркутская область отличается самыми низкими тарифами на электроэнергию в России. После вмешательства ФАС с 1 июля 2024 года в Иркутской области установят дифференцированные тарифы с нормированием по объемам потребления, что стало реакцией на рост майнинга криптовалюты.

Перспективы

  • Модернизация ТЭЦ-11 внесет важный вклад в устранение растущего энергодефицита в Иркутской области.
  • В реализацию проекта планируют вложить более 200 млрд рублей.
  • На ТЭЦ-11 в Усолье-Сибирском в рамках проекта построят два современных энергоблока, за счет этого ее мощность увеличится на 460 МВт.
  • Электроэнергия с ТЭЦ-11 будет использоваться в промышленном секторе и для обеспечения потребностей местного населения.
  • Системный оператор Единой энергетической системы РФ поставил задачу начать поставки мощностей с новых энергоблоков в декабре 2028 года.
  • Помимо ТЭЦ-11 в Иркутской области сейчас проходит модернизация Ангарской ТЭЦ-10. Проект должен завершиться к 2027 году.
  • Эн+ в марте 2024 года уже завершила первый этап модернизации Иркутской ГЭС, который включал в себя обновление основного оборудования, увеличение мощностей четырех гидроагрегатов и повышение КПД работы оборудования.

Риски

  • Усолье-Сибирское уже много лет страдает от экологических проблем, появляющихся в том числе от работы ТЭЦ-11. Местные жители жалуются на постоянный шум от работы электростанции и выбросы в атмосферу.
  • Основным топливом для ТЭЦ-11 является бурый уголь, который поставляется с месторождений Иркутской области. При этом в Восточной Сибири фиксируется рост цен на уголь, используемый на ТЭЦ.
  • В Иркутской области остаются проблемы с ветхим состоянием электросетей и устаревшими трансформаторами. Существует необходимость проведения дорогостоящей модернизации электросетевого хозяйства.
  • Пока что нет ясности с формами федеральной или региональной поддержки инвестиционного проекта на ТЭЦ-11.

В Ленинградской области построят самый крупный глиноземный завод в России

Будущий глиноземный завод расположится на участке около Усть-Луги в Ленинградской области.

Фото: Владимир Андреев / URA.RU / TАСС

Факты

  • Глиноземный завод в Ленинградской области является одним из главных новых инвестиционных проектов компании «РУСАЛ».
  • Гидрохимический способ получения глинозема, из которого потом выплавляется алюминий, осуществляется в процессе переработки алюминиевой руды — бокситов. Данная технологическая цепочка называется метод (или процесс) Байера.
  • В настоящее время «РУСАЛ» располагает в России пятью глиноземными заводами. К их числу относятся Ачинский глиноземный комбинат (мощность — 900 тыс. тонн глинозема в год) в Красноярском крае, два завода в Свердловской области — Уральский алюминиевый завод (мощность — 770 тыс. тонн) в Каменске-Уральском и Богословский алюминиевый завод в Краснотурьинске (мощность — более 1 млн тонн). В Ленинградской области действуют два завода — Бокситогорский и Пикалевский с мощностями 165 тыс. тонн и 267 тыс. тонн в год соответственно.
  • До начала СВО в состав «РУСАЛа» входило несколько зарубежных глиноземных заводов. Однако завод в Австралии (742 тыс. тонн в год) и завод в Ирландии (1,9 млн тонн в год) были закрыты, на Украине (1,77 млн тонн в год) завод был национализирован Высшим антикоррупционным судом. Работают заводы в Гвинее (414 тыс. тонн в год) и на Ямайке (448 тыс. тонн в год).
  • В связи с нехваткой собственного глинозема «РУСАЛ» вынужден наращивать его импорт из Китая, Казахстана и других стран.
  • «РУСАЛ» планирует импортировать бокситы из Гвинеи в объеме 4,8 млн тонн в год для расширения производства глинозема в России.

 Перспективы

  • Проект включает постройку глиноземного завода, глубоководного порта, шламохранилища и энергетической инфраструктуры.
  • Инвестиции в проект составят 400 млрд рублей. Тем самым завод станет одним из главных инвестиционных проектов в Ленинградской области.
  • Первая очередь глиноземного завода будет введена в эксплуатацию до конца 2028 года. Ее мощность составит до 2,4 млн тонн в год. Вторая очередь с такой же мощностью будет готова к 2032 году. Общая мощность завода составит 4,8 млн тонн, что сопоставимо с суммарной мощностью всех действующих глиноземных комбинатов в России.
  • Глинозем с нового завода в Усть-Луге будет направляться на алюминиевые заводы «РУСАЛа» в Восточной Сибири и других регионах.
  • «РУСАЛ» собирается ввозить бокситы, необходимые для глиноземного завода, со своих предприятий в Гвинее, где компании принадлежат предприятия Compagnie Des Bauxites De Kindia (объем добычи составляет 3,5 млн бокситов в год) и Friguia (объем добычи составляет 2,1 млн тонн бокситов в год).
  • Прием бокситов будет осуществляться на будущей портовой инфраструктуре, которую возведут в Усть-Луге. Она также является частью проекта «РУСАЛа». Терминал будет введен в два этапа.

Риски

  • РУСАЛ» испытывает острые проблемы с поставками сырья для своих алюминиевых заводов. В связи с сокращением поставок с собственного завода Aughinish в Ирландии, остановкой поставок глинозема из Австралии, а также потерей контроля над Николаевским глиноземным заводом на Украине «РУСАЛ» лишился около 4 млн тонн глинозема в год. Эти поставки он попытается компенсировать за счет строительства завода в Усть-Луге.
  • Не вполне очевидными являются перспективы производства и экспорта алюминия в России в связи с недавно введенными санкциями США и Великобританией.
  • Проект строительства глиноземного завода и связанной с ним инфраструктуры столкнулся с протестами местных жителей.
  • Проект столкнется и с другими экологическими рисками. Например, из-за глиноземного завода могут быть загрязнены источники питьевого водоснабжения (грунтовые воды, реки Коваши и Систа), обеспечивающие около 70 тыс. человек. Также могут пострадать места отдыха местных жителей.
  • Инвестиции в данный проект являются очень масштабными по своему размеру. Тем не менее пока не заявлена федеральная поддержка проекта.

Китайская компания Famsun Group планирует построить зерновой терминал в морском порту в Дагестане

Он позволит увеличить мощности порта по перевалке зерна в 4 раза. Терминал является важной частью проекта развития порта Махачкалы в рамках его включения в международный транспортный коридор «Север – Юг». 

Фото: АО «Махачкалинский морской торговый порт»

Факты 

  • Махачкалинский морской торговый порт расположен на западном берегу Каспийского моря. Он является единственным незамерзающим российским портом на Каспии.
  • Инфраструктура порта включает в себя комплексы по перевалке сухих грузов (мощностью 3 млн тонн в год), нефтепродуктов (7,9 млн тонн), причалы для генеральных, навалочных грузов и контейнеров (1,2 млн тонн), железнодорожный и автопаромный терминалы (1,3 млн тонн), зерновой терминал (0,5 млн тонн).
  • Порт Махачкалы принадлежит государству, но вопрос о его приватизации ставился неоднократно и вызывал конфликты. В марте 2024 года президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому 100% акций АО «Махачкалинский морской торговый порт» перешли специально созданной компании «Север – Юг» (которая на 49% будет принадлежать государству, а на 51% – пока не найденному стратегическому инвестору). Ранее порт на 100% принадлежал Росимуществу.
  • В рамках выполнения президентского указа правительство должно за 4 месяца определить стратегического инвестора, который в течение пяти лет выкупит государственную долю в совместном предприятии. Планируется, что приватизация позволит увеличить экономические показатели порта в 3 раза.
  • Famsun Group — китайская компания, один из крупнейших в мире производителей и поставщиков комплексных решений в области производства кормов, обработки и хранения зерна, переработки масличных культур и промышленной автоматизации. Штаб-квартира холдинга находится в городе Янчжоу в провинции Цзянсу (КНР).
  • В апреле 2024 года стало известно, что Famsun Group планирует построить в Махачкалинском морском торговом порту зерновой терминал.

Перспективы

  • Махачкалинский морской торговый порт войдет в структуру создаваемого сейчас международного транспортного коридора «Север – Юг» (а именно — его Транскаспийского водного маршрута) между Россией, Индией, Ираном и другими соседними странами.
  • Строительство нового зернового терминала является важным проектом развития порта как части международного коридора с целью экспорта российского зерна в Иран и, возможно, в Индию.
  • Мощность нового зернового терминала составит 1,5 млн тонн в год с возможность единовременного хранения до 100 тыс. тонн в год.
  • Всего перевалка грузов в Махачкалинском морском торговом порту в 2023 году составила лишь 2,939 млн тонн (рост на 5,9%), то есть порт не может пока реализовать свой потенциал и работает значительно ниже мощности.
  • Зерно из Махачкалинского порта в основном направляется на экспорт в Иран. В целом пока что более 90% российских мощностей по перевалке зерна сосредоточены в портах Азово-Черноморского бассейна, а каспийские порты занимают небольшую долю.
  • Всего российские портовые мощности по перевалке зерновых оцениваются в 62–72 млн тонн в год, а в сезон 2022–2023 было отгружено 50,8 млн тонн зерна.

Риски

  • Объем инвестиций в проект, а также сроки его реализации пока неизвестны.
  • Ранее уже предпринимались неуспешные попытки создания нового зернового терминала в Махачкале.
  • В настоящее время наблюдается тенденция на снижение уровня Каспийского моря, что вызывает проблемы, связанные с обмелением, в портах Каспия.
  • Стратегический инвестор всего Махачкалинского порта остается неизвестным, что тормозит его развитие.