КапиталДетали

Гипермаркеты vs районный ритейл

Остался ли продуктовый ритейл защитным активом и как пережили кризис лидеры рынка.

На этой неделе отчитались сразу два лидера российского ритейла: «Лента»и X5 Retail Group. Выяснилось, что формат гипермаркетов «Ленты» значительно проигрывает продуктовой сети и многоформатности X5 Retail Group. «Московские новости» выяснили у Романа Романовича, инвестора и автора подкаста «Поговорим об инвестициях», стоит ли инвестору ставить крест на «Ленте» и насколько ритейл оправдывает репутацию защитного актива в кризис. 

Гипермаркеты в проигрыше

Отчетами за 2022 год поделился российский продуктовый ритейл — тот самый, который аналитики называли «защитным активом», поскольку кризис кризисом, а есть потребителям все равно нужно. Поэтому спрос и продажи таким сетям обеспечены даже в случае падения доходов населения. 

Возвращаясь к новостям российского ритейла: их можно разделить на «хорошие» и «плохие». С плохими выступила сеть гипермаркетов «Лента»: сопоставимые продажи выросли на 2,3%, выручка — на 11% (до 537,4 млрд рублей). Зато просела EBITDA —16,8%, до 32,6 млрд рублей, и чистая прибыль — минус 64,5%, до 4,85 млрд рублей. Более 80% продаж «Ленты» приходилось на гипермаркеты, что и подводит компанию: этот формат теряет популярность, отмечает Роман Романович, инвестор и автор подкаста «Поговорим об инвестициях».

Во время пандемии потребительские привычки россиян сильно поменялись: спрос сместился с больших гипермаркетов на магазины у дома. Этот рынок «Лента» охватывает минимально: компания пытается выйти на него сейчас, однако это оборачивается дополнительной нагрузкой на бизнес ритейлера. «Лента» оказалась в роли догоняющих, им приходится активнее строить и открывать магазины. 

В контексте развития нового формата «Ленту» подводит масштаб ее бизнеса. Как отмечает эксперт, на конец 2022 года у компании было почти 260 гипермаркетов и 560 магазинов малого формата. Для сравнения: у X5 на конец года было более 21 тыс. магазинов, из них только 2,2 тыс. открыли в прошлом году. 

X5 — крупнейший российский ритейлер: они только за один год открыли больше магазинов, чем у «Ленты» есть всего. В итоге сейчас «Лента» столкнулась с ростом издержек — помимо развития нового для сети формата магазинов, компания увеличила затраты на заработную плату и на аренду помещений. Например, если в 2021 году на аренду у них уходило 8,5 млрд рублей, то в 2022-м — 12 млрд, то есть почти на 50% больше.

Понятно, что X5 также была вынуждена увеличить издержки на ту же аренду и заработную плату, однако у компании больше как бизнес, так и ресурсы.

Бум «Чижика» 

X5 смог порадовать рынок хорошими результатами, в отличие от «Ленты»: большинство показателей за 2022 год выросли. Как поясняет Романович, свою роль сыграло то, что у X5 Group бизнес охватывает больше форматов: помимо гипермаркетов («Перекресток»), есть магазины у дома («Пятерочка») и супердискаунтеры («Чижик»).

Так, у X5 Group выросла чистая выручка — на 18%, до 2,3 трлн рублей. Общий плюс дал рост в большинстве форматов компании: чистая выручка у той же «Пятерочки» увеличилась на 18%, у «Перекрестка» — на 8,3%. Активнее всего развивался «Чижик»: дискаунтер показал рост чистой выручки в 12 раз за год. Как отмечают участники рынка, показательно, что на фоне бума «Чижика» серьезно сдали показатели сети гипермаркетов «Карусель», которые X5 Group постепенно закрывает. 

В целом показатели ритейлеров говорят о том, что рынок неоднородно себя чувствует. То, что «Лента» показала рост по выручке, говорит о том, что люди как покупали, так и продолжили покупать. Потери «Ленты» связаны с тем, что у компании сильно выросли расходы: если бы не они, ситуация у компании была бы лучше. Ведь если смотреть на еще один важнейший для ритейла показатель — сопоставимых продаж, то у «Ленты» он тоже вырос — на 3% за год. 

Если говорить о X5 Retail, то у них сопоставимые продажи увеличились на 10%. Однако их отчет показывает, что потребитель «перетекает» в более доступные форматы — из гипермаркетов в магазины у дома. 

Соответственно, продажи падают в гипермаркетах, трафик там снижается, зато растет в магазинах у дома. Кроме того, X5 активно расширяется: она заходит в новые районы, где открывает много локальных магазинов, в то время как у «Ленты» один гипермаркет на весь район. И «Лента» проигрывает, поскольку сейчас покупателю проще сходить в магазин поближе, чем ехать за продуктами в гипермаркет. 

Как выбирать инвестору

Если же рассматривать бизнес российских ритейлеров с точки зрения частного инвестора, то выбор актива в этом сегменте упирается в мультипликаторы. Как поясняет Романович, важнейший для ритейла показатель — соотношение цены к продажам (то есть во сколько годовых выручек оценивается бизнес). «Это один из важнейших показателей, по нему и «Лента», и X5 Group выглядят примерно одинаково: 0,13 и 0,15 соответственно», — подчеркивает эксперт. 

Кроме того, для торговых сетей важно соотношение чистого долга к EBITDA: оно показывает, сколько компания должна денег относительно своей доналоговой прибыли. 

Чем ниже долг, тем проще пережить кризис и период высоких ставок. Вот сейчас ставки выросли, и перекредитоваться «Ленте», например, будет проблематичнее, чем «Пятерочке», потому что у «Ленты» уже большой долг. У «Пятерочки» этот мультипликатор равен 1, таким образом, их долг равен их EBITDA, то есть они за год могут при желании расплатиться с кредиторами, а у «Ленты» этот показатель почти 2 (1,9), то есть больше в 2 раза. 

Наконец, Романович призывает смотреть на показатель сопоставимых продаж, который есть в каждой отчетности ритейлера (LFL). Чем лучше он у ритейлера растет, тем больше к нему идет клиентов. И наоборот, если эта цифра снижается, значит, потребители уходят в другой магазин.

В целом на данный момент X5 интересен, поскольку компания растет и ее бизнес по показателям эффективнее, чем та же «Лента». Однако и на «Ленте» не стоит ставить крест — скорее, лучше подождать, когда дела у компании пойдут лучше. Дело в том, что ритейлер сейчас активно развивает онлайн-формат, куда они пошли одними из первых на рынке. Если «Ленте» это удастся, то компания сможет заместить интернет-продажами из гипермаркетов отсутствие магазинов у дома. Это обеспечит рост бизнеса и прибыли.