Культурный кодДетали

Форсят мемы и стэнят крашей: аналитики выяснили, по каким словам отличить зумеров и почему не стоит отправлять им смайл с кепкой

Аналитики выяснили, как в 2023 году распознать зумеров и альфа по сленговым выражениям, а «Московские новости» помогают разобраться, как их понять.

Самыми популярными сленговыми словами россиян в возрасте от 14 до 25 лет стали «форсить» и «краш».

Как это работает

Самыми популярными сленговыми словами россиян в возрасте от 14 до 25 лет стали «форсить», «краш» и выражение POV, выяснили исследователи из «Дзена».

Детали

Также молодые люди часто используют эмодзи в нестандартных значениях. Клоун иногда означает глупый поступок, а череп — что пользователь «умер от смеха».

Тенденция

В 2022 году в орфографический словарь Института русского языка им. Виноградова РАН добавили 151 новое слово: среди них — джетлаг и покерфейс.

История вопроса

В советский период в речь вошли слова «авоська» и ЦУ, позже к ним добавились «блат» и «фарца», нулевые «подарили» «аську» и «сидюк», десятые — «лол» и «жизу».

Как это работает

Аналитики выяснили, как распознать зумеров и альфа по сленговым выражениям, а «Московские новости» помогают разобраться, как их понять. 

«Дзен» совместно с командой VK составил топ самых популярных слов среди россиян в возрасте от 14 до 25 лет. Самыми распространенными сленговыми словами молодежи стали:

  • «форсить» (так говорят 64% опрошенных) — то есть активно продвигать что-либо и распространять информацию об этом. Форсить можно, например, товар на рынке или новость/песню/мем в соцсетях;
  • «краш» (используют 63% респондентов). Этим словом называют тех, в кого влюблены, чаще всего — когда объект обожания недосягаем;
  • POV (57%) произошло от английского point of view, что значит «точка зрения». Как правило, это сокращение подразумевает ситуацию, в которой повествование ведется от первого лица. Используется для описания роликов в TikTok и подписей к мемам (например, в качестве подписи к смешной картинке — «POV: ты показал маме дневник, ее реакция: »). Иногда этот термин заменяется на «плов» — из-за созвучия;
  • «стэнить» (18%) — быть фанатом чего-либо, восторгаться;
  • «симп» (16%) — обозначает молодого человека, который слишком сильно старается привлечь внимание противоположного пола.
  • Также в топ любимых сленговых слов, указанных самими опрошенными, попали «треш» (передает эмоции, вызванные созерцанием чего-то неприемлемого), «свэг» (обозначение высокого статуса, который гарантирует уважение и авторитет в среде единомышленников) и «чилл»/«чилить» (отдых/отдыхать, расслабляться).
  • Среди популярных фраз из соцсетей опрошенные назвали man/woman moment (описывает стереотипное поведение мужчин или женщин), «ситуация сюр» (то есть нелепая, сюрреалистичная), sigma (или «сигма-самец» — это мужчина, который не менее харизматичен, чем «альфа», но не нуждается в одобрении окружающих и не выставляет достоинства напоказ), dead inside («мертвый внутри» человек).
  • Кроме того, опрошенные заявили, что часто используют выражения из популярных видео: «Если б мы знали, что это такое, но мы не знаем, что это такое», «Ты не понимаешь, это другое», а также цитаты и особые жесты из популярных фильмов и сериалов.

Детали

Опрошенные молодые люди также часто нестандартно используют эмодзи. Из-за этого смайлы даже называют «межпоколенческим минным полем». Например:

  • эмодзи плача опрошенные (50%) используют как выражение любых сильных чувств, а не только грусти, подчеркивается в исследовании;
  • эмодзи клоуна 46% респондентов ставят для обозначения глупого или необдуманного действия или поступка;
  • смайлик с глазами 22% опрошенных добавляют как знак интереса к сообщениям собеседника;
  • эмодзи черепа 15% опрошенных россиян и вовсе отправляют вместо смеющегося (в значении «умер от смеха»).

Также в Сети популярен ряд других смайлов с неочевидным значением и скрытым смыслом:

  • эмодзи с кепкой, добавленный в конце предложения, может изменить все его значение, — cap в английском языке на сленге означает «ложь». Например, сообщение «Очень интересно» будет означать, что собеседник равнодушен;
  • баклажан или персик могут обозначать вовсе не фрукты. Смайл «баклажан» часто используется для обозначения мужского полового органа, а «персик» – пятой точки;
  • эмодзи с изображением моаи с острова Пасхи означает «каменное лицо» — обычно его используют, когда хотят подчеркнуть полное непонимание ситуации;
  • ухмыляющийся смайлик часто используется для флирта и сексуальных намеков. 

Тенденция

Русский язык постоянно пополняется новыми словами, в основном иностранного происхождения. В 2022 году в орфографический словарь Института русского языка им. Виноградова РАН добавили 151 новое слово. Среди них:

  • слово джетлаг, образованное от двух английских: jet — самолет, lag — задержка, отставание. Это сбой суточных биологических ритмов организма человека, вызванный сменой часовых поясов;
  • медиафейк – от двух английских media (средства массовой информации) и fake (ложь, обман). Это заведомо ложная информация, распространяющаяся в СМИ;
  • бумер образовано от английского слова boom — бум, быстрый рост. Используется в отношении поколения людей, которые родились примерно между 1945 и 1964 годами — в период послевоенного бэби-бума;
  • гейм-зона – игровая зона, где расположены аттракционы и игровые автоматы для детей. Образовано от двух английских слов: game — игра, zone — зона, пространство;
  • покерфейс – это бесстрастное выражение лица, не выдающее эмоций, как у игрока в покер. Образовано от английского слова face — лицо и названия карточной игры.

История вопроса

Язык непрерывно меняется. Например, современный алфавит выглядит совсем не так, как тот, который ввели Кирилл и Мефодий. Около 100 лет назад из алфавита исключили буквы «ять», «фита», «ижица», «и десятеричное» и «ер» (Ъ). А споры о том, нужно ли ставить точки над «ё», ведутся до сих пор.

  • Множество новых понятий и слов появились в языке во времена СССР, например комсомольцы и пионеры. Одной из главных тенденций стало сокращение, в речь вошли слова партбилет, рабфак, стенгазета, а также множество аббревиатур. Некоторые из них используются до сих пор, среди них ЦУ (ценное указание), вуз и АЭС. В речь вошло также множество фраз из кинематографа, например «Птичку жалко!». Этот период также «подарил» людям новые сленговые названия бытовых предметов: сумку-сетку прозвали авоськой, а низкопробную литературу — макулатурой.
  • Также в 1960–1980-х годах в речь русскоговорящих людей вошли слова блат, квартирник, нетленка и фарца (дефицитный товар, как правило, зарубежный).
  • «Лихой» сленг 1990-х представляет особый интерес для лингвистов. В речь вошли слова «приход» (состояние после употребления наркотиков), «бухнуть», «дерябнуть»,«туса», «кент», «шухер», «фонарь» (синяк под глазом), «пукалка» (огнестрельное оружие), «капуста», приветствие «але мале» и выражение «метнись кабанчиком», которое теперь стало мемом. В речь вошли и слова из рекламы, например «баунти», обозначавшее симпатию или любовный интерес. 
  • В нулевых в домах россиян начал появляться интернет, а вместе с ним и сетевой сленг в речи. Стало модно говорить «сидюк» вместо CD, «клава» вместо «клавиатура», «аська» вместо ICQ, а также использовать заимствования из английского, например «юзать» в значении использовать. Многие пользователи Сети начали намеренно искажать слова, например писать «превед медвед», «йа креведко» или «кросаффчег».
  • В десятых мода на коверкание слов прошла, популярность приобрели другие выражения, например «лол» (от англ lol — laugh out loud — громко смеяться), «ору»(что также означает «смеюсь в голос»), лойс (он же — «лайк»), «жиза», «запилить» и «го».